15 октября 1919 г. в Москве начала работу станция скорой помощи, в парке которой было всего два автомобиля. На первых порах врачи выезжали только на несчастные случаи на производстве. Но уже спустя несколько лет скорая начала ездить на дом, а 03 стал самым известным телефонным номером Москвы.
Оказание экстренной помощи людям требует особого профессионализма, опыта и верности своему призванию. Всего этого врачам, фельдшерам, медицинским сестрам и водителям московской скорой помощи не занимать.
От всей души поздравляю работников московской скорой с юбилеем, который вы, как всегда, встречаете на колесах.
Уверен, что к этим поздравлениям сегодня присоединяются все жители Москвы.
Время доезда до пациента, время доставки больного в стационар, точность диагноза и правильно выбранная больница – не абстрактные понятия. В экстренных случаях от этого зависит жизнь.
Именно поэтому московская станция скорой помощи является лидером по внедрению современных цифровых, логистических, организационных и медицинских технологий оказания экстренной помощи.
В этом посте расскажу о нескольких проектах, которые мы реализовали за последние несколько лет.
Модернизация службы 103.
Набирая экстренный номер, человек не должен слышать гудки «занято» и тем более издевку «оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас». Ответ должен быть мгновенным, а решения оператора – максимально быстрыми и адекватными для каждой конкретной ситуации.
Для этого мы модернизировали техническое оснащение службы 103 – компьютеры и сети связи.
Год назад информационная система станции скорой помощи была объединена с системой экстренных вызовов 112. Если по медицинским вопросам вы наберете 112, вас оперативно переключат на скорую.
В Едином городском диспетчерском центре прием звонков осуществляют 65 диспетчеров одновременно. С улицы сюда не берут. Все диспетчеры имеют среднее медицинское образование и каждый принимает до 350 звонков в смену.
При необходимости диспетчеры переключают звонящего на врача, который дает срочную консультацию. Иногда этого достаточно, и выезда скорой не требуется. Но нередко врач руководит действиями родственников и друзей больного до приезда бригады.
Рассредоточение, выделенные полосы и ГЛОНАСС.
Чтобы сократить плечо доезда до пациента, машины скорой помощи были максимально равномерно распределены по территории города.
Уже несколько лет бригады постоянно дежурят на МКАД и крупных магистралях, что позволяет максимально быстро добираться до места ДТП.
Очень выручают выделенные полосы. Они сняли большинство проблем с пробками. И хочу сказать огромное спасибо московским водителям за то, что сегодня врачи практически не сталкиваются со случаями, когда не пропускают скорую помощь.
Машины скорой помощи оснащены системой ГЛОНАСС. Диспетчер видит, где находится ближайшая свободная бригада и может оперативно направить ее на вызов, что дает возможность врачам перемещаться с вызова на вызов, не тратя время на возвращение на подстанцию или пост.
Надежные машины и квалифицированные водители.
Средний возраст машин скорой помощи составляет около 3 лет.
Каждая машина упакована оборудованием под завязку.
Большинство водителей работает много лет и как свои пять пальцев знает каждую подворотню в районах оперативной ответственности.
Вертолеты.
Для экстренной эвакуации с тяжелых ДТП на МКАДе и отдаленных населенных пунктов Новой Москвы используются вертолеты. Если человек пострадал где-нибудь в соседней области и его надо срочно доставить в московскую больницу, за ним тоже вышлют вертолет.
2 новых вертолета Eurocopter BK 117 С-2 мы дополнительно закупили в 2015 г.
Среднее время долета вертолета с момента получения команды на вылет составляет 11-15 минут.
Среднее время транспортировки пострадавшего с места происшествия до стационара – 7 минут.
Точный диагноз.
Важнейший навык врача скорой помощи – за несколько минут поставить точный диагноз пациенту, которого он видит первый раз в жизни.
Теперь решать эту задачу стало проще. На своих планшетах врачи могут войти в электронные медицинские карты пациентов-москвичей и заранее узнать, чем они болеют, и какие лекарства им назначали в поликлинике.
Ближайшая больница.
Еще сравнительно недавно врачи скорой договаривались о госпитализации по телефону. Сегодня для этого существует АС «Стационар», которая автоматически направит пациента в ближайшую профильную больницу.
А когда везут больного с инфарктом или инсультом, тяжелыми травмами или ожогом – больница получает информацию заранее и начинает готовить операционную еще до того, как машина скорой примчится в приемный покой.
Что в итоге?
Несмотря на загруженные дороги и забитые машинами дворы, несмотря на огромную нагрузку 12-миллионного мегаполиса, бригады скорой помощи сегодня доезжают до пациентов в среднем за 12-13 минут.
Если у человека случается инфаркт, между звонком по 103 и началом операции на сердце проходит всего около часа.
За этими минутами – опыт нескольких поколений врачей, профессионализм и ответственность сегодняшних сотрудников скорой и современные технологии, которые спасают жизнь.
Спасибо, скорая !