В конце прошлого года количество электробусов на улицах Москвы достигло 1050 единиц. Московские электробусы обслуживают 79 маршрутов. В 2022 г. они перевезли больше 117 млн пассажиров, а всего с начала работы – больше 276 млн человек.
Так всего за 4 года с момента поставки первых машин электробусный парк столицы стал одним из крупнейших в мире.
Приняв решение развивать наземный электротранспорт, мы по сути создали в России новую отрасль машиностроения – производство электробусов. Благодаря стабильному заказу Москвы два крупнейших российских завода ГАЗ и КАМАЗ сделали долгосрочные инвестиции в создание новых производственных линий. А в 2021 г. камазовцы открыли сборочное производство в столице на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе.
Сегодня в производстве электробусов занято около 8,5 тыс. человек. А благодаря тому, что мы закупаем машины по контрактам жизненного цикла, когда в течение 15 лет производитель полностью берёт на себя техобслуживание, – эти рабочие места хорошо защищены от возможных колебаний деловой конъюнктуры.
* * *
В прошлом году после открытия первого в России и крупнейшего в Европе электробусного парка «Красная Пахра» электробусы пришли в Новую Москву – 4 маршрута связывают Троицк с ближайшими поселениями, а 101-й маршрут едет до станции метро «Теплый Стан».
В ТиНАО работают электробусы новейшей модификации с улучшенными характеристиками – увеличенным запасом хода, более крупным маршрутным табло и адаптивным освещением в салоне. Кроме того, на новых электробусах устанавливается электрический отопитель – использование дизельного топлива теперь полностью исключено, даже в сильные морозы.
Парк «Красная Пахра» рассчитан на 300 машин. На его территории установлены 34 ультрабыстрые зарядные станции с системой динамического распределения заряда на более 200 зарядных постов.
В 2023-2024 гг. мы планируем поставку еще порядка одной тысячи электробусов, примерно по 500 единиц в год. Таким образом, парк электробусов увеличится почти вдвое.
Оправданы ли эти вложения? Судите сами.
На одного пассажира электробуса приходится в 145 раз меньше выбросов вредных веществ, чем на одного пассажира автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
С 2018 г. замена дизельных автобусов на электробусы позволила сократить выбросы углекислого газа почти на 80 тыс. тонн, а загрязняющих веществ – более чем на 540 тонн. Только в 2022 г. выбросы СО2 были сокращены на 36 тыс. тонн, загрязняющих веществ – на 280 тонн.
Причем основное сокращение приходится на территории вблизи крупных автомагистралей, где вопросы чистоты атмосферного воздуха наиболее критичны.
Поэтому, несмотря на санкции и прочие сложности, Правительство Москвы продолжит делать ставку на экологически чистый наземный транспорт. Это инвестиции и в повышение комфорта пассажиров, и в улучшение здоровья горожан, и в развитие транспортного машиностроения России.