Через год, в апреле 2024 г., Московскому трамваю исполнится 125 лет.
Важнейший элемент городской транспортной системы, трамвай ежедневно перевозит около 600 тыс. пассажиров. В городском парке находится более 600 вагонов, из них 464 - современные трехсекционные трамваи «Витязь-Москва».
Более 400 км одиночного пути, 35 маршрутов, 855 остановок, 5 депо и 3 тыс. преданных своему делу водителей, слесарей и других специалистов – таков сегодня Московский трамвай.
По вместимости, эффективности, комфорту и экологичности трамвай не имеет себе равных среди других видов городского транспорта, за исключением метро. Один трехсекционный вагон «Витязь-Москва» способен заменить до 200 автомобилей на городских дорогах.
Трамвай уместен везде. Он одинаково хорош для небольших исторических улочек и широких проспектов. Трамвайные пути могут проходить через парк, и это не создаст никаких проблем для экологии леса.
Тем не менее, в начале нынешнего века многим казалось, что время трамвая прошло. Под напором автомобильного лобби его сеть постоянно сокращалась.
На маршрутах можно было встретить модели, разработанные по технологиям середины прошлого века. Чтобы войти в такой трамвай, нужно было преодолеть три высокие ступеньки – серьезное испытание для пожилых людей. Ну и турникеты, конечно. Из-за большой вместимости салона именно в трамвае они доставляли больше всего неудобств.
В общем, если ничего не предпринимать, то трамвай мог бы и не дожить до своего 125-летия.
Лично я никогда не разделял пессимизма по поводу перспектив трамвайного движения. Более того, возрождение Московского трамвая стало одним из главных приоритетов транспортной программы Правительства Москвы.
И в этой сфере менять нужно было практически всё, за исключением разве что сложившихся трамвайных маршрутов.
Ключевой задачей было, конечно, обновление трамвайного парка. Трамвайные вагоны стоят дорого. Но в отличие от автобусов, служат не 8-10, а 30 и более лет.
Выбор модели трамвая – огромная ответственность. Ты принимаешь решение, которое определит облик транспортной системы да и всего города на ближайшие десятилетия. Трамваи, которые мы закупаем сегодня, должны быть комфортными для наших детей и даже внуков.
И, конечно, экономический аспект. Контракты такого масштаба, как закупка сотен трамваев, дают импульс для развития огромной отрасли транспортного машиностроения и создают десятки тысяч рабочих мест.
Так на столичных улицах появились трехсекционные трамваи «Витязь-Москва» – разработка российской компании-производителя электрического транспорта «ПК Транспортные системы». Сегодня эта модель является самой массовой в столице.
«Витязь-Москва» - плавные, почти бесшумные, просторные, полностью низкопольные вагоны, оснащенные климат-контролем, разъемами для зарядки гаджетов, удобными площадками для пассажиров в инвалидных креслах и мам с детскими колясками, медиаэкранами и спутниковой навигацией. В вагонах поставки последних лет есть крепления для велосипедов и цветная подсветка, предупреждающая о закрытии дверей.
Помимо них, в столицу поступили несколько десятков низкопольных односекционных трамваев, очень похожих на «Витязь». Они работают на менее востребованных маршрутах, где нет необходимости в вагонах высокой вместимости.
Уверен, что нашим внукам в этих трамваях будет так же комфортно, как и нынешнему поколению москвичей. В первые месяцы эксплуатации многие пассажиры даже пропускали на остановках старые трамваи и предпочитали дождаться новинку – «Витязя-Москву».
Сегодня этого делать не нужно. За последние 6 лет мы закупили более 500 трехсекционных и односекционных трамваев российского производства. В ближайшие пару лет закупим еще 150 односекционных вагонов и таким образом полностью завершим обновление парка.
И, кстати, в трамваях «Витязь-Москва» с самого начала не было турникетов. Именно с них мы начали массовую ликвидацию этого барьера в наземном транспорте Москвы.
Бестурникетная система прохода экономит москвичам до 25 минут времени в пути.
Вторая важнейшая задача – обособление путей. В идеале трамваи и автомобили должны передвигаться по отдельным полосам и, по возможности, не пересекаться. На некоторых улицах сделать это, разумеется, невозможно. Но там, где такая возможность есть, мы проводим обособление путей.
Сегодня порядка 70% линий обособлены от дорожного движения, к концу этого года их доля увеличится до 80%.
В ходе реконструкции путей стараемся по возможности использовать экологичные шпалы из переработанного пластика. Они прочнее деревянных. Один километр пути с пластиковыми шпалами сберегает от вырубки 140 деревьев.
За последние два года отремонтировали порядка 50 км путей. На этих участках трамваи едут гораздо плавнее, а шум от их движения снизился до 20%. Жить в домах вблизи путей стало ощутимо комфортнее.
Безопасность и комфорт ожидания для пассажиров. Эту задачу решают приподнятые посадочные платформы, расположенные на одном уровне с полом трамвая. Таких платформ в городе уже более 370.
Кроме того, остановки оборудуются современными павильонами с разъемами для гаджетов, цифровыми информационными табло и экранами. Рассчитать время в пути становится еще проще.
Пусть не быстро, но развивается сеть – наряду с ремонтом действующих участков, открываем и новые маршруты.
За последние годы вернули трамваи к Белорусскому и Павелецкому вокзалам. А в феврале 2023 года произошло знаковое событие – после длительного перерыва трамваи вернулись на Авиамоторную, Солдатскую улицы и Госпитальный Вал. Вместо временных автобусов здесь вновь ходят трамваи № 32 и 46.
Также были открыты новые прямые маршруты от метро «Бульвар Рокоссовского» до Курского вокзала и от метро «Сокольники» до Пролетарской, Дубровки и Угрешской.
И в общем, уже не удивительно, что московский трамвай стал не только любимым видом транспорта миллионов пассажиров, но и новой достопримечательностью столицы.
С 2014 года мы ежегодно проводим Парад, в котором участвуют трамваи разных поколений. Сотни тысяч москвичей и туристов приходят посмотреть на ретровагоны: от конки до трамваев, которые еще несколько лет назад выходили на улицы Москвы.
В мае нынешнего года планируем организовать регулярные экскурсии на ретротрамвае «Татра Т2». Во время поездки пассажиры смогут узнать много интересного об истории города и московского трамвая. Экскурсионный маршрут будет проходить от Волочаевской улицы до метро «Чистые пруды».
У московского трамвая славное прошлое и прекрасное будущее. Без него просто невозможно представить себе нашу Москву.