С 1992 г. самым популярным наземным транспортом Москвы были маршрутки. Они обслуживали самые ходовые и выгодные маршруты, буквально оккупировав остановки около станций метро. Однако для города и москвичей это было плохо.
Простояв 15-20 минут на конечной в ожидании пассажиров, водители затем устраивали гонки на улицах столицы.
«Восемь человек пострадали в ДТП с маршруткой на юго-востоке Москвы».
«В ДТП с заблокированной маршруткой на севере-востоке Москвы погиб один человек».
«В Москве водитель выгнал из маршрутки пенсионера».
«У маршрутки в Москве отвалилось колесо».
Помните эти сообщения, которые регулярно публиковались в интернете?
Основной парк маршруток составляли старенькие, видавшие виды газели.
Налоги маршрутчики, разумеется, не платили, но при этом стоимость поездки была у них на 5-10 рублей больше, чем у городского перевозчика. И, разумеется, никаких льгот для студентов и пенсионеров.
Было, конечно, у маршруток и свое обаяние. Вокруг них даже сложился своеобразный фольклор. Рабочие лошадки из 90-х, хорошо потрудившиеся на московских дорогах.
Но в начале 2010-х годов мириться со всем этим было уже нельзя. Необходимо было менять всю сеть маршрутов города.
Возрождение наземного общественного транспорта мы начали с выделенных полос и создания приоритета в движении.
Благодаря им средняя скорость движения автобусов выросла в 1,5-2 раза. Общественный транспорт вернулся в центр Москвы, из которого его, казалось бы, навсегда вытеснили личные автомобили.
Сегодня в Москве работает уже 380 км выделенных полос. Каждый день ими пользуются более 4,2 млн пассажиров.
Основной городской перевозчик «Мосгортранс» полностью обновил свой подвижной состав, закупив с 2010 года более 9 тыс. современных автобусов. Сегодня автобусный парк Москвы – самый молодой в Европе.
Карта «Тройка» сняла большинство сложностей с оплатой проезда. И мы отменили турникеты. Только эта мера экономит пассажирам до 25 минут времени в пути, которое раньше автобусы простаивали на остановках, ожидая, когда пассажиры зайдут через переднюю дверь.
На смену старым остановочным павильонам…
… постепенно приходят новые – с онлайн-табло, навигацией, автоматом по продаже билетов, USB-разъёмами и Wi-Fi. Завершить обновление остановочных павильонов планируем в ближайшие 3-4 года.
И еще – российская столица является европейским лидером по количеству электробусов. На улицах города работает 600 этих машин. А через два года их станет еще на 820 штук больше.
В 2022 году на маршруты выйдут первые электробусы-«гармошки», которые вмещают до 135 пассажиров. А число зарядных станций увеличим до 383, что позволит расширить сеть на новые районы.
* * *
А что маршрутки?
Коммерческие перевозчики имеют право на жизнь, но они должны работать по единым стандартам, утвержденным городскими властями.
На некоторых маршрутах, действительно, лучше использовать автобусы малого класса, но гораздо чаще для Москвы больше подходят автобусы большой и средней вместимости.
Общественный транспорт – единый организм, все части которого решают общую задачу: быстро и с комфортом доставить пассажира из пункта А в пункт Б.
А значит – неуместна и конкуренция за пассажиров между разными транспортными компаниями на одном маршруте. Если уж конкурировать, то не на улицах, а на тендерных площадках, и ни в коем случае не за счет безопасности жителей Москвы.
В 2015 г. мы утвердили новую маршрутную сеть. Примерно 70% перевозок сохранили за городским перевозчиком. Остальные 30% были разыграны на конкурсах, с победителями которых были заключены контракты на 5 лет.
Для обслуживания этих маршрутов коммерческие перевозчики закупили около 2 тыс. новых, комфортных автобусов.
Климат-система и Wi-Fi.
Безбарьерная среда – низкий пол и откидной пандус для перевозки пассажиров в инвалидных колясках.
И самое приятное. Проезд в синих автобусах обходится от 19 рублей за поездку при использовании «длинных» проездных, записанных на карту «Тройка». Остались бы в городе маршрутки – за поездку в этом году пришлось бы платить 50-70 рублей. И, разумеется, льготники получили право бесплатного проезда.
Подвижной состав проходит регулярный техосмотр, а водители – медицинский контроль. У перевозчиков есть служба безопасности движения, которая ведет работу по профилактике ДТП.
Средний возраст автобусов, работающих по новой модели, составляет 4 года. Маршрутки редко были моложе 7-8 лет.
Все автобусы – класса «Евро-4» и выше. Так что переход на новую модель – это не только надежность и комфорт, но и вклад в улучшение экологии Москвы.
В 2015-2016 гг. город подписал контракты с коммерческими перевозчиками на 5 лет. В этом году мы должны будем провести новые конкурсы и перезаключить контракты.
Что изменится для пассажиров?
1. На большинстве маршрутов будет введено тактовое расписание. Автобусы будут отправляться через равные промежутки времени – каждые 5, 10 или 15 минут в зависимости от типа маршрута.
2. Станет больше сидячих мест.
3. Появится бесконтактная оплата банковскими картами и USB-розетки для зарядки гаджетов.
4. Перевозчики будут чаще мыть и дезинфицировать автобусы – опыт пандемии диктует новые правила.
5. Для водителей вводится форменная одежда.
6. В автобусах установят систему контроля усталости водителя «Антисон».
Разумеется, все прежние требования – соблюдение расписания, оплата «Тройкой» и бесплатный проезд для льготников – остаются в силе.
Будем и дальше развивать автобусные перевозки как один из главных приоритетов в создании качественного общественного транспорта. Важна и экология. Поэтому взяли курс на полный переход на электробусы в «Мосгортрансе», а в перспективе – и у коммерческих перевозчиков.