В 2020 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта России превысил 161 млрд. долларов – рекордное достижение за несколько последних лет. И почти четверть этого объема – 39,86 млрд долларов – обеспечил город Москва.
Объемы экспорта столичных предприятий выросли на 31%. Столичная продукция поставлялась в 183 страны мира. А в список крупнейших импортеров продукции «Made in Moscow» вошли не только традиционные партнеры – Белоруссия и Казахстан, но и Китай, США, Германия и Япония.
Москва экспортирует механическое оборудование, технику и компьютеры, автомобили, химическую продукцию (например, нетканые материалы и полиэтилен) и, разумеется, знаменитые московские продукты – конфеты, напитки и мясные деликатесы.
Немного неожиданный результат на фоне пандемии ковида? Но, в действительности, рост экспорта был подготовлен несколькими годами новой индустриализации Москвы.
Как работает поддержка московской промышленности, можно прочитать здесь, здесь и здесь.
В 2020 г. мы приняли несколько новых решений, в т.ч. значительно расширили целевую поддержку экспорта из Москвы.
Например, впервые был введен «экспортный кешбэк» – грант в размере 10% выручки по экспортным контрактам (но не более 10 млн рублей).
Теперь мы компенсируем не только затраты на транспортировку товаров за рубеж, но и на подготовку к выходу на экспорт.
Большим подспорьем для потенциальных экспортеров стала возможность получить бесплатные аккаунты на мировых маркетплейсах Alibaba.com, Europages.com, а также создание магазинов на Ebay.com и продвижение продукции на Tmall.com. Популярностью пользуется и единственная в своем роде акселерационная программа «Е-com Success».
Есть надежда, что в этом году «выстрелит» еще одна мера – размещение товаров московских производителей в магазинах Duty Free в столичных аэропортах. Все зависит от того, как скоро мы вновь сможем летать по всему миру.
В целом, объем выделенных экспортерам средств в 2020 г. вырос в 7 раз – почти до 500 млн рублей. А число компаний, получивших субсидии и гранты, увеличилось в 5 раз.
В абсолютных цифрах – суммы вроде бы небольшие. 500 млн рублей (6,7 млн долларов) – всего лишь 0,02% от общего объема экспорта Москвы.
Но эти небольшие суммы открыли доступ на глобальные рынки для сотен малых и средних предприятий Москвы.
О некоторых из них – в этом посте.
Более 90 тыс. терминалов для оплаты картами и смартфонами компании «Терминальные технологии» работают в странах СНГ, Европы и Азии, в том числе в Софийском метрополитене.
В 2020 г. предприятие получило субсидию Правительства Москвы – возмещение 2 млн рублей, потраченных на сертификацию продукции.
Ещё один поставщик высокотехнологичной продукции – ООО «Фрифлекс» – занимается разработкой мобильных приложений, сайтов, высоконагруженных сервисов любой сложности.
В 2020 г. компания экспортировала на Кипр AI-платформу для распознавания шахматных партий. Город помог участием в выставке Web Summit 2019, по итогам которой компания впервые вышла на экспорт.
Компания «АЛЛЮРЪ» продает за рубеж технику для производства крафтового шоколада. Особым спросом она пользуется в США. Но за последние два года география экспорта расширилась за счет Аргентины, Индонезии, Албании, Танзании и Мексики. Город компенсировал компании затраты, связанные с международными перевозками по данным контрактам, в размере более 750 тыс. рублей.
Фирма-ФБ в 2020 г. заключила контракт на поставку детской одежды в Индию. Субсидия на транспортировку товара составила более 800 тыс. рублей.
Компания «Новая идея» поставляет детскую косметику НОМИ (NOMI) во Вьетнам и Казахстан. Благодаря участию в онлайн-выставке и бизнес-миссии предприятие расширило свою экспортную географию.
Компания Lo-Li – производит леденцы из натуральных ингредиентов. Предприятие участвовало в выставке Foodex в Японии, и теперь география её экспорта простирается на Дальний Восток. Компания стала участником программы индивидуального сопровождения, в ходе которой получила аналитический отчёт и подбор байеров, а также аккаунты на электронных торговых площадках Ebay и Т-mall.
Экспорт – это несложно. Необходимы оригинальная идея и качественный продукт. А Правительство Москвы поможет доставить его потребителям в любую точку мира.