В начале 80-х годов я начинал свою трудовую биографию слесарем на Челябинском трубопрокатном заводе. И каждое утро шел в свой цех через проходную в многотысячной толпе таких же рабочих людей, как и я сам.
Такие же плотные людские потоки в те годы переполняли станцию «Автозаводская», это ехали на работу рабочие ЗИЛа. «Текстильщики» принимали потоки работников АЗЛК.
Трамваи в районе Шаболовки с трудом справлялись с перевозкой многотысячных коллективов ГПЗ, «Красного пролетария» и завода им. Орджоникидзе.
Электрички на «Фрезере» и «Серпе и Молоте» высаживали целые вагоны людей и дальше ехали на вокзалы полупустыми.
Сегодня, конечно, таких людских потоков в Москве не увидишь. Час пик в московском метро сместился с 7 часов на 8-9 утра, когда на работу едут служащие торговых центров и офисов.
«День московской промышленности» – для старшего поколения москвичей звучит как ностальгия. А многие молодые люди могут не понять, о чем идет речь. Где Москва? И где промышленность?
Для этих молодых людей я хочу сказать.
Московская промышленность не умерла. Просто она стала другой – более компактной, инновационной и экологически чистой.

На АЗС продается бензин «Евро-5», произведенный в Капотне. По улицам колесят московские «Рено Дастер» и «Ниссан Террано».
Москва – родина знаменитой «Аленки». В любом продуктовом магазине вы найдете московское молоко, творог, колбасы, хлеб и конфеты.
Известные марки косметики и зубной пасты (не буду делать им рекламу) – это тоже Москва.
В московских офисах частенько стоит московская же офисная мебель.
Многие детишки ходят в садики в комбинезонах московских фабрик.
В подъездах работают московские лифты.
В случае болезни мы принимаем лекарства, многие из которых тоже – «Сделано в Москве».
И, кстати, недавно в Сирию поехали комплексы С-300, в которых много всякой начинки с оборонных предприятий Москвы.
По-прежнему 628 тысяч человек трудятся на традиционных московских заводах и в технопарках, где размещают свои производства малые и средние инновационные фирмы.
На московских предприятиях можно встретить трудовые династии с суммарным стажем в несколько сот лет. И мы, конечно, ценим и помним их преданность своему делу.


Правительство Москвы помогает столичной промышленности.
Хотите облагородить свою промзону и построить новые цеха – вам будет включен зеленый свет. Сегодня (4 октября) было рядовое заседание Градостроительно-земельной комиссии. Одобрили проекты на 79 тыс. кв. недвижимости, из них 28 тыс. кв. м – производственные базы в Новой Москве.
Если завод или технопарк рационально использует городскую землю, инвестирует и платит нормальную зарплату, то региональные налоги на землю, имущество и прибыль будут снижены практически до нуля.
Вы спросите, есть ли смысл поддерживать и развивать промышленность в Москве? Уверен, что да, надо.
Полная деиндустриализация стала бы большой ошибкой для города. Но главное – создавать экологически чистые производства и рабочие места с достойной зарплатой. В первую очередь, для москвичей.
День Московской промышленности – это праздник не прошлого, а будущего.
С праздником, друзья!