Более десяти лет назад цифровая трансформация московского здравоохранения началась с решения очень сложных и важных, но все же локальных задач.
Чтобы покончить с очередями к врачу, мы внедрили ЕМИАС и первый сервис системы – дистанционную запись к врачу / электронную регистратуру.
Чтобы скорая быстрее приезжала на вызов, была модернизирована диспетчерская и установлена система ГЛОНАСС. Выездные бригады были оснащены мобильными навигационными устройствами, которые оперативно принимают вызовы.
Чтобы избавить врачей поликлиник от бесконечной писанины, была создана электронная медицинская карта.
Постепенно пришло понимание, что «цифра» – не просто удобные сервисы. Это – реальный вклад в повышение качества лечения людей.
Так родилось «компьютерное зрение», которое в период пандемии спасло тысячи жизней москвичей и сегодня превратилось в рутину городского здравоохранения.
Был создан единый цифровой контур, когда отдельные электронные сервисы существуют не сами по себе, а действуют в общей упряжке, охватывая всё больше медицинских учреждений.
И постепенно – шаг за шагом – мы пришли к тому, чтобы отказаться от большинства бумажных форм и перевести крупнейшие московские больницы на 100% в цифровую среду.
Сегодня в «цифре» уже работают два крупных московских стационара – НИИ СП им. Склифосовского и ГКБ им. Вересаева.
До конца года к ним присоединятся еще пять больниц: ГКБ им. Буянова, ГКБ им. Боткина, ГКБ № 15 им. Филатова, ГКБ № 1 им. Пирогова и ГКБ им. Юдина. Остальные больницы планируем перевести в безбумажный режим в ближайшие два года.
Что это значит?
Во-первых, это создание, ведение и хранение медицинских данных в цифровом виде в ЕМИАС, без дублирования на бумаге.
Во-вторых, это совместный доступ к информации о здоровье пациента (оказанных ему медицинских услугах, произведенных оперативных вмешательствах и т.д.) для всех участников процесса лечения в единой цифровой среде, а не только того, кто держит бумажную карту в руках.
В-третьих, это максимальная мобильность персонала. Планшеты, подключенные к ЕМИАС, избавляют врачей и медсестер от привязки к рабочим местам со стационарными компьютерами, позволяя быть там, где они могут принести максимум пользы пациентам без ущерба другим делам.
В-четвертых, «цифра» радикально трансформирует процессы взаимодействия персонала как внутри отделений, так и между ними, да и весь уклад жизни больниц, избавляя от накопленной десятилетиями ненужной рутины и автоматизируя ряд процессов. По масштабам изменений это можно сравнить с заменой стационарного телефона на мобильный.
И самое главное: от перехода в «цифру» в безусловном выигрыше окажутся пациенты, так как «цифровизация» помогает сфокусировать внимание врача на пациенте за счет высвобождения времени, которое тратилось на ведение бумажной документации.
1. Медицинская команда «цифровой» клиники начинает работать с пациентом до приезда скорой.
Врач скорой заносит в планшет, подключенный к ЕМИАС, результаты проведенных в скорой ЭКГ, показатели давления, частоты дыхания, уровня кислорода в крови и другие.
Врачи и специалисты приемного отделения в сервисе видят данные о жизненных показателях больного, поступающего во флагманский центр по скорой помощи.
Сервис автоматически выделяет пациентов в критическом состоянии. Благодаря этому больница заранее формирует бригаду врачей, готовит реанимацию или операционную.
И все это в ситуации, когда каждая минута может быть на счету.
2. Когда пациент клиники идет на исследование или сдает анализ, за ним по больнице больше не следует шлейф из множества сопроводительных бумаг.
Не нужно собирать документы, клеить их в историю болезни, выписывать назначения, отмечать проведенные манипуляции в журналах учета.
На эту бумажную работу врачи и медсестры тратили раньше до 30% времени. Теперь же поставить галочки в планшете займет несколько секунд, а свободные минуты можно посвятить непосредственно работе с пациентом.
Например, постовая медсестра раньше смотрела назначения врача в бумажном листе.
После ЭКГ подписывала бумажную версию и относила врачу.
После выдачи таблеток и уколов – вносила данные в лист назначений и журналы учета процедур и списания препаратов.
После выполнения КТ, МРТ, УЗИ нужно было забрать протокол исследования и отдать его врачу.
Процедурная медсестра раньше после забора крови для выполнения анализов заполняла бумажное направление.
В «цифровой» клинике медсестры обходят палаты с манипуляционным столом, оборудованным цифровым устройством, подключенным к ЕМИАС.
Постовая медсестра на планшете фиксирует показатели состояния здоровья пациентов во время обходов и проставляет отметки о выполнении назначений врача и выдаче лекарств.
Процедурная медсестра сканирует браслеты пациентов и видит назначенные процедуры в своем ноутбуке. В нем же она ставит отметки о выполнении процедур. При заборе крови она сканирует код на пробирке. Результаты ЭКГ автоматически попадают в цифровую историю болезни.
А все административные процедуры, вроде списания лекарства, происходят в автоматическом режиме.
Реанимационные медсестры раньше все показатели с прикроватных мониторов и другого реанимационного оборудования снимали вручную и также вручную делали пометки в бумажной карте.
Сейчас данные с оборудования передаются автоматически в ЕМИАС и в режиме онлайн доступны врачу для принятия оперативных решений.
А если врач меняет дозировку - медсестра тут же увидит это с планшета или на компьютере.
В условиях высокой напряжённости работы отделений реанимации каждая освобожденная минута времени – это еще одна минута заботы и индивидуального подхода к пациенту.
3. «Цифровая» клиника кардинально меняет классический процесс врачебного обхода. Раньше у постели пациента доктор должен был полагаться на свою память или носить с собой стопку медицинских карт. Сегодня у врача в руках электронный планшет с полной информацией о пациенте.
И даже если результаты анализов придут за минуту до обхода, врачу они будут доступны онлайн.
Кстати, врачи и медицинские сестры принимают непосредственное участие в разработке и настройке цифровых систем, установленных на планшетах. Именно они определяют, какие данные важно отразить на главном экране, а что может лежать поглубже.
4. Переход в цифру означает полный реинжиниринг управленческих процессов с выявлением и устранением слабых мест.
Например, наконец-то, обратили внимание на транспортную службу. Раньше дежурная медсестра по телефону вызывала службу для перемещения пациента в другой корпус. Никакой централизованной системы не существовало, и контроль по таким заявкам осуществлялся вручную, отнимая массу времени у медиков.
В цифровой клинике заказ перевозки осуществляется через новый цифровой сервис. Он позволяет мгновенно отправить заявку в транспортную службу и контролировать статус перемещения пациента в электронном виде. В результате логистика стала прозрачной и более оперативной.
5. Цифровизация позволила отказаться от многих старых, давно изживших себя способов ведения медицинской документации.
Более 50 журналов были пересмотрены: от части отказались как от «исторических», часть – перевели в электронный формат. Другой пример - при оформлении или продлении листков нетрудоспособности толщина папки могла достигать нескольких сотен листов.
Сейчас выписка больничного происходит в электронном виде, если специалисту надо что-то уточнить, он может просмотреть цифровую историю болезни.
6. Переход в цифровую среду повышает эффективность управления. Руководство больниц получает онлайн-доступ к актуальным данным и может принимать более оперативные решения. Например, анализировать и контролировать динамику поступлений, время нахождения пациентов, соблюдение стандартов оказания помощи и другие ключевые показатели работы с детализацией до конкретного пациента и аналитикой по каждому врачу.
7. И, наконец, «цифровая» клиника – это финансовая экономия и экологичность.
Перевод 7 клиник на новый технологический уклад позволит ежегодно экономить порядка 153 тонн бумаги, а это более 3 600 сохраненных деревьев и экономия порядка 70 миллионов рублей.
«Безбумажные» клиники – не московское изобретение. Они работают и в других странах и городах. Но мы в Москве одними из первых в мире внедряем эти принципы во всех медицинских учреждениях.
Это невероятно сложно, но необходимо для решения главной задачи – повышения качества лечения людей.
И, разумеется, нынешняя модель «безбумажной» клиники не является чем-то данным раз и навсегда. Цифровая трансформация продолжается, в т. ч. в направлении расширения информации, к которой имеют доступ пациенты, а также их активного вовлечения в процесс собственного исцеления.