Год назад начало свою работу новое наземное метро – Московские центральные диаметры. Миллионы жителей Москвы и Подмосковья получили возможность гораздо быстрее, дешевле и комфортнее перемещаться между городом и областью.
Гигантский по масштабам проект. Сложнейшие стройки дополнительных путей, эстакад, путепроводов и подъездов. Закупка сотен современных вагонов поездов, благоустройство прилегающей территории. Субсидирование тарифов на проезд, чтобы стоимость билетов была такой же привлекательной, как и при поездках на метро.
И, разумеется, реконструкция станций и строительство новых остановочных пунктов.
Классические пригородные платформы с небольшими навесами от дождя и двумя-тремя лавочками для пассажиров строились в те времена, когда электричками пользовалось намного меньше пассажиров, да и представление о комфорте было совсем другим.
Теперь им на смену приходят городские вокзалы, через которые ежедневно проходят десятки тысяч человек.
Сегодня вместе с главой РЖД Олегом Белозеровым мы открыли Ховрино – первую новую станцию, построенную на будущей линии МЦД-3, которая свяжет Зеленоград с подмосковным городом Раменское.
Хороший повод рассказать о том, как выглядят новые станции наземного метро.
Новые подходы к обустройству станций МЦД включают несколько ключевых элементов.
Чтобы реализовать эти подходы, на пяти диаметрах МЦД предстоит благоустроить, реконструировать или построить заново больше сотни станций.
Мы начали эту работу в 2018-19 годах. И даже в острый период пандемии она не останавливалась ни на одну минуту.
За последние два года для пассажиров были открыты больше трех десятков новых и реконструированных станций МЦД в Москве и Подмосковье. О многих из них – в этом посте.
МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» .
1. Одинцово – конечная станция МЦД-1.
Проведена реконструкция существующих платформ и построена новая платформа для экспрессов. К запуску диаметров на станции установили более 90 новых элементов навигации, погодные модули, стелы экстренного вызова, удобные лавочки и урны.
2. Сколково – новый вокзал МЦД-1.
Здесь построили три пассажирские платформы, которые связаны крытым надземным пешеходным переходом длиной около 400 метров. Теперь сотрудники Инновационного центра тратят на дорогу в пять раз меньше времени. Если раньше от ИЦ до платформы «Трехгорка» можно было дойти за 25 минут, то путь до новой станции занимает всего пять минут.
Сколково – одна из самых востребованных станций МЦД-1. До пандемии по будням ей пользовались в среднем 11,5 тыс. пассажиров в сутки.
3. Сетунь - обычный остановочный пункт с минимальным комфортом стал полноценным городским мини-вокзалом для 300 тыс. жителей районов Кунцево и Можайского района.
В дополнение к существующему подземному переходу, по просьбе жителей, построили современный конкорс, оснащенный эскалаторами и лифтами.
4. Славянский бульвар – самый современный вокзал на МЦД-1.
С новой станции МЦД пассажиры могут пересесть на одноименную станцию метро по подземному переходу, не выходя на улицу.
Купольный навес накрывает сразу две платформы и является крупнейшим среди станций Центрального транспортного узла.
5. Новодачная. Несмотря на название, она давно уже обслуживает не дачников, а жителей московского района Северный и подмосковного города Долгопрудный, где в общей сложности проживает более 150 тыс. человек.
С открытием конкорса, оборудованного эскалаторами и лифтами, переходить через железную дорогу стало безопаснее и удобнее.
6. Долгопрудная. Еще одна станция в Северном, которая пережила второе рождение. Доехать от Долгопрудной до станции метро «Савеловская» можно всего за 29 минут, а до «Белорусской» – за 35. Теплый вестибюль и платформы с навесами позволяют пассажирам не замерзнуть в ожидании поезда и спрятаться от осадков. А остекленный пассажирский терминал обеспечивает удобный и безопасный переход через пути. Кстати, прямо под крышей станции висит модель дирижабля – отсылка к прежнему названию города – «Дирижаблестрой»
Помимо строительства новых вокзалов, на МЦД-1 провели реконструкцию станций:
7. Немчиновка.
8. Рабочий поселок.
9. Фили.
* * *
МЦД-2 «Курско-Рижский».
10. Нахабино – конечная станция МЦД-2. В одноименном поселке проживает около 50 тыс. человек. После открытия МЦД жители Нахабино, которые ранее ездили в Москву на личном авто, могут сэкономить на поездках до 40 минут в день.
Благодаря реконструкции пропускная способность станции Нахабино выросла почти в три раза – с 3,5 тыс. до 10 тыс. человек в час. Теперь это один из крупнейших вокзалов Подмосковья.
11. Опалиха – расположена в центре нового микрорайона Красногорска, для жителей которого наземное метро является основным видом транспорта.
Раньше местным жителям приходилось переходить пути по пешеходному настилу. После реконструкции станции у них появился современный и безопасный надземный переход с эскалаторами и лифтами, а также современные крытые платформы.
12. Пенягино – новая станция, которая стала палочкой-выручалочкой для микрорайона Павшинская пойма. Чтобы выехать из него в час пик на Волоколамское шоссе, автомобилистам приходилось стоять в глухих пробках. До станции же можно дойти пешком за 10-15 минут.
13. Волоколамская – еще одна новая станция за пределами МКАД, первый пересадочный узел на МЦД-2.
С Волоколамской можно за 3-4 минуты пересесть на Арбатско-Покровскую линию метро. Со дня открытия новой станцией уже воспользовались свыше 3,3 млн пассажиров.
14. Стрешнево – заменила старую платформу Ленинградская. Пересадка на МЦК занимает всего 1,5 минуты. Два подземных перехода связали соседние районы Сокол и Войковский.
15. Курьяново. Эту станцию построили по просьбе местных жителей, которые теперь экономят на дороге 25-30 минут в день.
Раньше им приходилось на автобусе добираться до ближайшей станции метро, а теперь станция МЦД-2 находится в пешей доступности.
16. Остафьево – станция, построенная с заделом на будущее. Рядом идет активная жилая застройка. Но уже сейчас для жителей поселка Знамя Октября и южных микрорайонов Щербинки время в пути сократилось на 10-35 минут.
* * *
Перспективный диаметр МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» .
17. Ховрино – северные ворота Москвы.
Новая станция Ховрино стала частью большого транспортно-пересадочного узла, объединившего железную дорогу, Замоскворецкую линию метро и междугородный автовокзал «Северные ворота».
18. Лихоборы (НАТИ)
На станции возвели новый вокзал, связанный пешеходным переходом с вестибюлем станции МЦК. Пересадка по принципу «сухие ноги» займет не более 2 минут.
* * *
Перспективный диаметр МЦД-4 «Киевско-Горьковский».
На будущем МЦД-4 уже открыты несколько обновленных станций.
19. Победа. Еще один новый городской вокзал на месте классической дачной платформы.
Станцией активно пользуются жители Апрелевки и поселения Марушкинское Новой Москвы.
20. Санино – новая станция для жителей Марушкинского и Кокошкино в Новой Москве. Теперь местные жители могут сэкономить в пути 10-35 минут в день.
21. Мичуринец. В районе станции идет активное жилищное строительство. Поэтому ее реконструкция была проведена с большим запасом, которого хватит на 20 лет вперед.
22. Нижегородская (Карачарово) – новые восточные ворота Москвы.
Станцию перенесли ближе к МЦК – время пересадки сократилось с 15 до 5 минут. После реконструкции Нижегородская стала частью крупнейшего транспортно-пересадочного узла «Рязанская» на востоке Москвы, объединяющего Некрасовскую и Большую кольцевую линию метро, железную дорогу, МЦК и наземный транспорт.
23. Новогиреево – была возведена новая платформа с навесами на всю длину, брусчаткой и тактильной плиткой. Ведутся работы по строительству второй платформы. Станция находится на границе двух районов Новогиреево и Вешняки.
24. Никольское – станция в Балашихе, крупнейшем городе Московской области.
25. Кучино – еще одна станция, которая обслуживает Балашиху.
* * *
Перспективный диаметр МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».
26. Ростокино (Северянин).
Станция была построена взамен старой вплотную к одноименной станции МЦК. Благодаря созданию ТПУ пассажиры Ярославского направления ж/д стали чаще пересаживаться на МЦК. Это позволило разгрузить Ярославский вокзал и станции «Комсомольская» Сокольнической и Кольцевой линий метро.
Вместе с ОАО «Российские железные дороги» и Правительством Московской области мы планируем реконструировать и построить еще несколько десятков станций наземного метро. Многие из этих проектов находятся в активной стадии реализации и будут завершены уже в 2021-22 годах.
Спустя всего год после запуска проект МЦД все больше набирает комфорт мирового уровня, превращая старые пригородные электрички в современное наземное метро.