Москва-река. Итоги летней навигации 2024 г.

Москва-река оживает прямо на глазах. Огромным спросом пользуется регулярный речной электротранспорт, растет популярность круизных и прогулочных маршрутов.

С апреля по ноябрь 2024 г. круизные теплоходы приняли более 370 тыс. пассажиров – на 15% больше, чем в навигацию 2023 г.

Среди самых популярных направлений речных путешествий – Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Ярославль.

В разгар сезона Северный и Южный речные вокзалы принимали и отправляли до 30 теплоходов в день. Всего же обслужили более 2,1 тыс. рейсов – на 10% больше по сравнению с прошлогодним сезоном.

Рост пассажиропотока наблюдается и на маршрутах-переправах до причалов «Химки» и «Захарково» – 264 тыс. поездок, на 22 тыс. больше, чем в прошлом году.

Одно из самых любимых развлечений нескольких поколений москвичей и туристов – прогулки на речных трамвайчиках. В уходящем году по Москве-реке курсировали более 150 прогулочных теплоходов. Их услугами воспользовалось более 1,5 млн жителей и гостей столицы.

В 2023 г. мы запустили первые в мире круглогодичные регулярные маршруты электротранспорта – «Киевский – Сердце столицы» и «ЗИЛ – Печатники». В этом году первая линия была продлена до причала «Парк Фили» и получила новое название «Киевский – Парк Фили». Всего за год на двух маршрутах было открыто 6 новых причалов. Пассажиров перевозят отечественные судна класса «Лед 20», что позволяет им самостоятельно преодолевать мелкобитный лед толщиной до 20 см.

С начала работы круглогодичные электросуда совершили более 58 тыс. рейсов, прошли свыше 520 тыс. км и перевезли 1,5 млн пассажиров. В числе наиболее востребованных причалов – «Киевский», «Парк Фили», «Печатники», «Сити Центральный», «ЗИЛ» и «Южный речной вокзал».

В июне на маршруты вышли 4 новых электросудна – «Каменка», «Люблинка», «Кузнецовка» и «Пахра». Благодаря ним сократились интервалы движения и выросло число ежедневных рейсов. Сегодня круглогодичный электрофлот столицы насчитывает 21 судно, которым по новой традиции присваиваются имена московских рек.

Больше, чем вокзалы

Символами возрождения Москвы-реки стали Северный и Южный речные вокзалы. После реставрации/реконструкции они вновь стали настоящими речными воротами столицы.

На Северном речном вокзале круизные теплоходы и прогулочные суда отправляются от 17 причалов. Еще здесь работают регулярные речные маршруты-переправы до причалов «Захарково» в Южном Тушине и в подмосковном городе Химки. Это быстрая и доступная альтернатива личным автомобилям, наземному и рельсовому транспорту.

Южный речной вокзал также принимает круизные суда. И является частью круглогодичного маршрута электросудов «ЗИЛ – Печатники».

На речных вокзалах проходят бесплатные лекции, творческие мастер-классы, спортивные тренировки и выставки. Здесь отмечают городские праздники, организуют яркие фестивали.

Всего с начала этого года на Северном и Южном речных вокзалах прошло более 700 мероприятий, вокзалы приняли 2,5 млн москвичей и гостей столицы.

Безопасность и зонирование акватории

Расширяя судоходство, мы уделяем особое внимание вопросам безопасности на воде.

В этом году акваторию Москвы-реки разделили на 12 зон. Появились отдельные участки для регулярных и прогулочных маршрутов, отдыха на воде и разовых мероприятий и фейерверков.

Спортивный отдых – вейкборд, яхтинг, гребля, сапы – перенесли в зоны с меньшим потоком на судовом ходу. Например, сап-бордингом можно заниматься в Большом Строгинском затоне и в Серебряном бору, воднолыжным спортом – в районе Спасского затона, а водно-моторным спортом – в Мякинино и на Химкинском водохранилище.

Таким образом, мы исключаем пересечение участков, где люди отдыхают на воде, с территориями, по которым проходят регулярные и прогулочные маршруты. Наряду с работой Речного ситуационного центра ЦОДД и водного патруля это способствует повышению безопасности и комфорта на реке.

Зонирование также позволит активнее развивать инфраструктуру каждого участка и реже перекрывать акваторию в центре для проведения различных мероприятий.

Что дальше?

Москва продолжит развитие речного транспорта и переход на экологически чистую технику на электрической тяге.

До конца 2025 г. поступят еще 10 электросудов, 8 из них уже заложены на верфи в Санкт-Петербурге. Также в следующем году в столицу прибудут 5 плавучих причалов – их собирают в Перми – для оснащения новых остановок на двух действующих маршрутах.

В планах и запуск собственных производственных мощностей в сфере экологичного водного транспорта.

В Нагатинском затоне создаем высокотехнологичный и самый современный в мире судостроительный кластер. Производство полного цикла будет рассчитано на строительство до 50 электросудов и техобслуживание до 100 единиц речного транспорта в год.

Планируется, что благодаря этому столица к 2030 г. расширит до семи сеть речных круглогодичных маршрутов, которые охватят всю акваторию Москвы-реки в границах города.

Это значительно улучшит транспортные связи между районами и округами. У москвичей появятся новые варианты поездок по городу. Причем пассажиров будет перевозить водный транспорт, не имеющий аналогов по уровню комфорта и оснащения.