В предыдущих постах я рассказывал о новых стандартах работы социальных домов и геронтологических центров. Комфортные помещения, современное оборудование, возможности для творчества и отдыха – все это очень важно. Но бесконечно важнее – правильный уход и забота о пожилых людях, которые в силу возраста и состояния здоровья уже не могут позаботиться о себе сами.
Конечно, желание посвятить свою жизнь заботе о других людях невозможно навязать извне. Оно должно родиться в самом человеке. А вот научить сотрудников правильно ухаживать за жителями вполне возможно. И это – одна из главных задач, которую сегодня решают городские социальные службы.
В 2021 году в городских домах-интернатах мы открыли сразу 11 тренировочных (симуляционных) классов, в которых была создана атмосфера рабочей зоны помощника по уходу.
Кровать, манекены, средства по уходу, фантом-системы – там есть все необходимое для проведения профильных тренингов и мастер-классов. За 3 года их прошли около 3,5 тыс. специалистов, из которых 1,5 тыс. — помощники по уходу, и почти 2 тыс. других сотрудников мультидисциплинарной команды социальных домов, среди которых врачи и медсестры.
Общение с жителями и сотрудниками социальных домов и геронтологических центров подтвердило, что обучение приносит хорошие результаты.
Жители стали чувствовать себя комфортнее, а персонал – увереннее. Многим специалистам стало легче справляться даже с самыми тяжелыми и неприятными задачами.
Получен хороший опыт и теперь его следует обобщить, стандартизировать и распространять как можно шире. Для этого в июне был открыт профильный Симуляционный центр, к слову – первый в стране. Под его создание выделили один из корпусов Научно-практического геронтопсихиатрического центра на улице Трофимова.
Тренировки по уходу проводят профессионалы с огромным практическим опытом в социальной и медицинской сфере. Они не понаслышке знают, с какими трудностями могут столкнуться их коллеги. Охотно делятся секретами профессионального мастерства. Особое внимание уделяют тому, как выстраивать коммуникацию с пациентами.
Тренеры отмечают, что даже опытному помощнику по уходу всегда полезно взглянуть на свою работу со стороны и осознать, как можно ее улучшить.
Образовательное пространство Симуляционного центра разделено на пять тематических зон: «уважение», «безопасность», «движение», «гигиена» и «забота». Участники тренингов проходят практику в каждом из них.
В зоне «Движение» научат правильно адаптировать и использовать различные технические средства реабилитации. Ходунки, инвалидные коляски, трости, можно протестировать на удобство и безопасность на имитациях различных поверхностей - льду, газоне, гравии.
В зоне «Гигиена» ведется отработка навыков проведения гигиенических процедур маломобильному человеку. Здесь учат, как обеспечить безопасность в душе или ванной. Рассказывают о подходящих косметических средствах.
В зоне «Забота» осваивают манипуляции по уходу. Как правильно перемещать человека кормить, одевать или расчесывать. Также здесь рассказывают, на какие вещи стоит обратить внимание, чтобы удобно организовать домашнее пространство.
В зоне «Безопасность» учат правилам оказания первой помощи. Рассказывают о пожарной безопасности и безопасности при предоставлении ухода. Учат, как реагировать в нештатных ситуациях.
В зоне «Уважение» помогают развить эмпатию, научиться лучше понимать тех, кто нуждается в уходе. Для этого придуманы специальные учебные модули – комната пожилого человека и комната ошибок.
Надев специальный костюм, слушатели могут представить себя на месте пожилого человека. Налокотники и наколенники мешают сгибать руки и ноги, утяжеляющий жилет снижает подвижность, наушники снижают остроту слуха, темные очки мешают нормально видеть, специальные перчатки имитируют тремор рук, а обувь – нетвердую походку.
По завершении курсов слушатели сдают экзамены, включающие не только теоретическую часть, но и обязательную демонстрацию полученных навыков на манекенах и других участниках группы.
За полгода тренировочные программы в Симуляционном центре прошли более 1 тыс. специалистов, среди которых более 500 человек — помощники по уходу.
Масштаб центра позволяет принимать на занятия не только специалистов городских учреждений и студентов Колледжа добрых дел, но и москвичей, которые хотят научиться правилам ухода за близкими на дому.
Для них разработаны специальные образовательные программы с учетом специфики надомного ухода.
В завершении несколько отзывов о работе центра.
Екатерина Хрущева, старший преподаватель
На наших курсах сотрудники стационаров узнают про новые методики ухода, обучаются использованию современных вспомогательных и реабилитационных средств для перемещения и часто с удивлением узнают, как они могут облегчить свой ежедневный труд, сделать его эффективнее и приятнее. Мы помогаем человеку прислушаться к себе, понять, насколько он важен для жителей соцдомов и геронтоцентров и заново найти в себе эмпатию, милосердие и желание помогать другим.
Татьяна Яковлевна Стулова, помощник по уходу, Геронтологический центр «Западный»
Я решила устроиться сиделкой в геронтологический центр. Но сомневалась, что справлюсь. К счастью, нас отправили на обучение в симуляционный центр, и это перевернуло мое отношение к работе на 180 градусов. Я научилась множеству полезных вещей из профессионального ухода, правильно мыть и кормить людей. Работать стало в тысячу раз легче.
Я поняла, что жители нуждаются во мне, и, если буду спокойной, терпеливой, внутренне сильной – так я смогу больше им помочь. Я просто осознала, что труд сиделки – это не только благородное и достойное занятие, это еще и мое дело.
Валентина Ивановна Степура, помощник по уходу, социальный дом «Обручевский», филиал Зюзино
Когда нам сказали о необходимости обучения, то сама идея, что мы сможем восполнить какие-то пробелы в знаниях, мне показалась хорошей. Но я не ожидала, что мне настолько понравится сам процесс. Учеба оказалась такой интересной и познавательной, преподаватели активно вовлекали нас в процесс. Волновались только на экзамене, зато теперь можем не только сами быстрее и качественнее делать манипуляции, но и делиться этим с родственниками жителей, которые их навещают. Они видят, что мы стараемся и растем профессионально ради их близких.