В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской Думы часто возникает дискуссия об эффективности программы метростроения. Нас жестко критикуют за призывы «пересесть с автомобиля на общественный транспорт», указывая на тесноту и давку в метро в часы пик.
Решить проблему перегруженности метро можно следующими способами:
- построить новые радиальные линии;
- построить новые кольцевые линии;
- увеличить количество поездов на существующих ветках;
- закупить более просторные вагоны;
- превратить пригородные электрички в наземное метро;
- улучшить работу наземного транспорта
- и, наконец, создавать рабочие места, торговую и социальную инфраструктуру в максимальной близости от мест проживания горожан.
Наша программа предусматривает конкретные действия по всем направлениям.
В 2011 – 2019 гг. мы построили 155 км новых линий и 81 станцию метро и МЦК. Протяженность метро выросла в 1,5 раза.
А к 2023 г. московское метро вырастет в 2 раза. Два новых кольца – МЦК и БКЛ – являются уникальными проектами мирового уровня. Большая кольцевая линия станет самым большим метрокольцом в мире.
Так быстро метро не росло в Москве никогда за всю свою историю. Это было не под силу даже во времена СССР, когда метро строили всей страной.
За это же время на линии вышло 1368 дополнительных пар поездов в сутки. В часы пик число пассажирских мест увеличилось на 321 тысячу, т.е. на 30% с учетом МЦК. Более того, пиковые интервалы движения были расширены до 11 часов утра, раньше пиковая частота поездов была до 10 часов. А интервал движения в часы пик удалось сократить до 90 секунд. Такой частоты движения метропоездов на неавтоматизированных линиях нет нигде в мире.
Новые поезда «Москва» вмещают 1500 человек, это на 28% больше по сравнению с классической моделью «ЕЖ-3» и на 20% больше по сравнению с «Окой». Прежде всего, вместимость увеличилась за счет сквозного прохода – пассажиры равномерно распределяются по вагонам.
С 2010 г. Московский метрополитен получил более 3,5 тыс. новых вагонов, в т.ч. более тысячи поездов «Москва». Доля современного подвижного состава в парке возросла с 12% до 62%, а средний возраст вагонов сократился с 20 до 15 лет. К 2023 г. он снизится до 7 лет. Вагонный парк метро Москвы будет одним из самых молодых в мире, не считая городов, где недавно открылось метро.
В общей сложности эти меры позволили создать 5,3 млн дополнительных пассажирских мест в сутки с учетом МЦК.
Разумеется, число пассажиров за эти годы тоже выросло – на 1,4 млн человек в будние дни.
За эти годы было реконструировано или построено заново 170 км железнодорожных путей. Количество пассажиров пригородных электричек увеличилось почти вдвое – до 2 млн. человек в сутки.
За пределами центра создано около 2 млн рабочих мест, открыты тысячи новых магазинов и кафе, построено свыше 300 школ и детских садов, что тоже потенциально снижает маятниковую миграцию.
Полностью обновлен наземный общественный транспорт, создано более 300 км выделенных полос.
Ну и не стоит забывать. Начиная с 2011 г. мы построили – свыше 800 км новых дорог и 480 инженерных сооружений – тоннелей, эстакад, путепроводов, подземных пешеходных переходов и прочее. Что тоже является рекордным результатом не только для Москвы, но и для мировых городов.
Промежуточный итог реализации этой масштабной транспортной программы.
Нагрузка снизилась на 35 «старых», т.е. открытых до 2011 г., станциях метро. Количество участков метро, работающих с превышением пропускной способности, сократилось вдвое – с 16 до 8.
В среднем – в вагонах метро стало на 15% меньше пассажиров в часы пик.
Разумеется, средние цифры – это средние цифры. На конкретных линиях и в разные часы ситуация может существенно отличаться. Где-то стало намного свободнее. Где-то – число пассажиров не изменилось. На некоторых станциях и перегонах – могло и прибавиться.
Но тенденция очевидная – поездки на метро системно, шаг за шагом, становятся комфортнее.
Когда ждать качественного скачка, который будет заметен для всех или, по крайней мере, для большинства пассажиров?
Жителям юго-востока до него осталось всего несколько месяцев. Открытие Некрасовской линии позволит вздохнуть свободнее пассажирам самой загруженной Таганско-Краснопресненской ветки.
На остальных радиальных линиях ощутимое перераспределение потоков пассажиров произойдет через 3-4 года, когда заработает Большая кольцевая линия и диаметры наземного метро МЦД.
Когда я читаю оценки эффективности нашей транспортной программы, у меня возникает ощущение, что многие «эксперты» живут ожиданием чуда. Словно можно путем простых и популярных решений, никому не причиняя неудобств, всего за пару лет решить проблемы, которые являются фундаментальными для мегаполисов всего мира.
Москва занимает лидирующие позиции по динамике развития общественного транспорта. Мы работаем с максимальным напряжением финансовых, организационных, людских ресурсов, понимая важность и глобальность решаемой проблемы.
Тем не менее, в транспортной сфере чудес не бывает. Но если поставить цель и последовательно работать над ее достижением, то можно добиться результата.
Он появится не сразу и не везде. Но шаг за шагом ситуация будет улучшаться. Так происходит и с комфортом поездок на метро.