Сцена-трансформер, видеопроекции и инновационное освещение – как меняются московские театры

Театры – одна из визитных карточек Москвы. Классические пьесы и экспериментальные постановки. Известные актеры и новые имена. Глубокие размышления и безудержное веселье.

Наслаждаясь игрой актеров, мы редко задумываемся над тем, что современный театр – это сложнейшая техническая машина. А каждый успешный спектакль – это сплав режиссерского мастерства, актерского таланта и новейших технологий.

В рамках реализации национального проекта «Культура» мы проводим масштабную реконструкцию московских театров. За последние 10 лет обновили 40 городских учреждений – 85 зданий, т. е. 70 % от общего числа.

В этом году закончим масштабные ремонтно-реставрационные работы по Центру театра и кино на Поварской. А к 2030 году мы планируем завершить обновление всех нуждающихся в этом московских театров.

Работы ведутся по уникальным проектам, разработанным специально для каждого объекта. И если преображение интерьеров видно сразу, то новое оборудование обычно скрыто от посторонних глаз.

В этом посте – несколько типичных примеров новых возможностей, которыми располагают обновленные московские театры.

Сцена-трансформер

Новейшая сцена-трансформер в зале «Эрмитаж» Театра на Трубной позволяет применять пять различных видов сценографии.

Помимо классического расположения, она может превращаться в подиум, протянутый через весь зал - например, в спектакле «Толстого нет».

В постановке «На Трубе» сцена располагается сбоку в зоне ложи, а зрители - за столами в уютных креслах, как в легендарном ресторане «Эрмитаж».

В спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» сцена располагается прямо посередине зрительного зала.

На премьерном спектакле «Красавец мужчина» был использован совсем уж оригинальный вариант: сцена протянута от центра в две стороны, за счет чего у зрителя создается эффект «панорамы».

Быстрая смена декораций

Обновленная сцена Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оснащена 16 независимыми подъемными механизмами – плунжерами. В результате появилась возможность менять декорации прямо по ходу пьесы, не опуская занавес.

С помощью новых плунжеров можно поднять целый павильон, например, декорации древнеегипетского храма в постановке оперы «Аида».

Кроме того, сцену можно вращать вокруг своей оси.

Динамическое освещение и видеопоказ

Современные динамические световые приборы придают особую красочность мюзиклам и другим постановкам, которыми ставится Театр эстрады.

Художники-постановщики могут создавать световые партитуры повышенной сложности с использованием оригинальных динамических эффектов и расширенной цветовой гаммы.

В театре также появилась система видеопоказа с электронной системой управления, которая легко и оперативно подает контент на экраны и проекторы.

Видеопроекция

Основная сцена Театра им. Моссовета обладает немаленьким зрительским залом – 1100 мест.

Использование технологий видеопроекции позволяет каждому зрителю, даже на самом последнем ряду, видеть крупным планом лица, эмоции и реакцию артистов.

Технология применяется в спектаклях «Укрощение строптивой», «Жестокие игры» и будет использована в новой постановке «Тартюфа».

Установка проекционного оборудования привнесла новые возможности для использования видеоконтента в сценографии.

Равномерное распределение звука

В том же Театре им. Моссовета заменили и «звук» – теперь зрители одинаково хорошо слышат артистов и в партере, и на верхних ярусах балконов.

Благодаря использованию микрофонов артисты могут петь и говорить естественным голосом. Это особенно актуально для музыкальных спектаклей, например, «Иисус Христос – суперзвезда», «Бременские музыканты».

По техническому оснащению московские театры не уступают самым известным сценам мира. А кое в чем даже превосходят многие из них.