В одном из предыдущих постов рассказывал, о реализации нового стандарта предпрофессионального образования при подготовке будущих айтишников и инженеров. В этом – речь пойдет о медицинских классах московских школ.
Суть нового стандарта в том, чтобы помочь ребятам получить углубленные знания по профильным предметам, овладеть базовыми практическими навыками и сознательно выбрать свой профессиональный путь.
1. Углубленное изучение профильных предметов.
Будущие медики изучают расширенные курсы биологии, химии и (по выбору) математики, что позволяет им получить более высокие баллы ЕГЭ.
На остальных предметах ребята тоже знакомятся с профессией врача: изучают медицинский английский, читают литературные произведения, посвященные медицине и т.д.
2. Обязательные спецкурсы.
Теория должна быть неразрывно связана с практикой – только так знания можно закрепить по-настоящему.
Специально для медицинских классов Департамент образования и Сеченовский Университет разработали спецкурс «Шаг в медицину. Анатомия и физиология человека. Здоровье человека».
В ходе практических занятий будущие врачи овладевают техникой проведения базовых медицинских манипуляций – учатся измерять артериальное давление, пульс, частоту дыхания, делать ЭКГ и спирометрию, анализировать полученные результаты.
Интерактивный анатомический стол помогает школьникам изучить строение различных органов, а на специальных робота-тренажерах они отрабатывают навыки оказания первой помощи.
3. Комплексная экскурсионная программа в медицинские организации.
Знакомиться с профессиональной средой ребята начинают с 10 класса. В течение первого полугодия они ходят на экскурсии в медицинские организации Москвы. Каждый будущий медик обязательно посещает четыре площадки: детскую и взрослую поликлиники, многопрофильный стационар (в т.ч. Боткинская больница, ММКЦ «Коммунарка» и НИИ имени Н.В. Склифосовского) и подстанцию скорой помощи.
Ребята узнают, как организована работа современных медицинских учреждений, что включают новые стандарты медицинской помощи, с помощью какого высокотехнологичного оборудования врачи спасают жизни, как устроены машины скорой помощи и чем оснащены ее выездные бригады, многое другое. В этом учебном году для школьников провели около 500 экскурсий.
Одиннадцатиклассники участвуют во встречах с врачами терапевтического и хирургического профилей, а также с акушерами, гинекологами, аллергологами, иммунологами, травматологами, онкологами, анестезиологами и другими специалистами. Во время встреч школьники узнают об опыте учебы в медвузах и о вызовах, с которыми сталкиваются современные врачи. В первом учебном полугодии для школьников было организовано свыше 180 таких встреч.
4. Получение профессии на базе колледжа.
Получить первую медицинскую профессию еще до школьного выпускного – уникальная возможность, которой обладают ученики медицинских классов.
Десятиклассники осваивают специальность младшей медицинской сестры по уходу за больными в одном из шести колледжей. Уход за пациентом, первая помощь при угрожающих состояниях, включая сердечно-легочную реанимацию и прием Геймлиха, наложение повязок и жгутов при кровотечениях, первая помощь при травмах и ожогах – все это входит в их программу обучения. Таким образом формируется реальное представление о выбранной сфере.
5. Проектно-исследовательская деятельность в вузах.
Глубже погрузиться в теорию медицины и познакомиться с академической средой учащиеся могут благодаря проведению самостоятельных исследований и разработке проектов под руководством преподавателей университетов-партнеров.
Для исследования можно выбрать одно из 15 направлений: от микробиологии и эпидемиологии до биоинженерии и медицинской генетики.
Некоторые ребята предпочитают исследовательскую деятельность. Например, изучают, как наушники влияют на слух человека, а запахи — на кратковременную память. Другие разрабатывают прототипы устройств и приложений, которые в перспективе могут стать частью научной и медицинской практики, в том числе различные протезы и ортезы, чат-боты с подсказками о первой помощи, умные трости для слепых, нейробудильники и многое другое.
Свои работы школьники защищают в конце учебного года на научно-практической конференции «Старт в медицину». Победители и призеры научно-практической конференции могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ, что повышает шансы на поступление в вуз.
6. Сбалансированная учебная нагрузка.
Учебные программы школ, колледжей и вузов не дублируются, а органично дополняют друг друга.
Новый стандарт предпрофессионального образования нужен для того, чтобы как можно больше ребят могли начать свой профессиональный путь в медицину осознанно со школьной скамьи.
Углубленные знания, всестороннее знакомство с медицинскими профессиями, погружение в жизнь медицинского сообщества – это поможет им уверенно сделать первые шаги в такой сложной, но очень важной сфере.