Московская кольцевая автодорога давно превратилась в главную внутригородскую магистраль столицы. Ежедневно на МКАД выезжает 1 млн уникальных автомобилей – каждая третья машина, передвигающаяся по дорогам Москвы.
Заторы на МКАД – это миллионы напрасно потерянных часов, километры испорченных нервов и тонны лишних вредных веществ, отравляющих атмосферу.
Тем не менее, ситуация постепенно меняется к лучшему. За последние пять лет средняя скорость движения выросла на 6% – с 48 км/ч до 51 км/ч.
И это совсем не мало, особенно с учетом того, что рост средней скорости в основном происходит за счет снижения длительности и интенсивности заторов на проблемных участках МКАД.
Еще более важно, что с 2018 г. число ДТП с пострадавшими на МКАДе уменьшилось на 20% – с 817 до 655 случаев в 2022 г. Количество погибших в ДТП снизилось на 38% – с 62 до 38 человек.
Разумеется, эти изменения происходят не сами по себе.
Понимая масштабы сложившихся проблем, мы сделали модернизацию МКАД одним из главных мероприятий транспортной программы Москвы. По объему и сложности реализованных работ МКАД может сравниться разве что с Московским скоростным диаметром.
В свое время МКАД проектировалась и строилась в расчете на движение грузовиков. Но раз уж она стала внутригородской дорогой, то пришлось принимать непопулярное, но единственно возможное решение об ограничении движения транзитных грузовых машин.
Проезд грузовиков массой более 3,5 тонн по МКАД был запрещен и днем, и ночью – за исключением транспорта, имеющего специальные пропуска. Количество проезжающих по МКАД грузовиков снизилось на 21%.
Нам говорили, что это вызовет паралич доставки грузов чуть ли не по всей стране. Но, как известно, ничего подобного и близко не произошло.
Практически с момента строительства проблемой МКАД было отсутствие разумной альтернативы. Именно поэтому еще в период работы в Правительстве России я всегда поддерживал проект строительства ЦКАД.
Когда в 2021 г. эта трасса была наконец-то достроена и открыта, туда сразу же ушло около 50 тыс. транзитных грузовиков в сутки.
Вторую альтернативу МКАДу мы строим сами. Основной участок Московского скоростного диаметра, введенный в прошлом году, «оттянул» с прилегающих участков МКАДа примерно 10-15% трафика.
Еще более заметным влияние МСД станет к концу нынешнего года, когда новый Южный участок разгрузит наиболее проблемные секторы МКАД на юге и юго-востоке.
Далее. Практически ежегодно мы реализуем на МКАД проекты по увеличению пропускной способности и повышению безопасности дорожного движения.
Установили более 130 дополнительных опор наружного освещения. В темное время суток магистраль стала светлее, что добавляет комфорта водителям и снижает риск ДТП.
Разместили 34 дорожных табло с рекомендациями и предупреждениями.
А в прошлом году на 4 участках МКАД установили новое экспериментальное интерактивное табло, на котором оперативно выводится информация об аварии впереди или дорожных работах.
Именно МКАД лидирует в Москве по плотности камер видеоаналитики (НЕ ПУТАТЬ с «обычными» камерами фиксации нарушений ПДД) – 770 умных устройств выявляют до 13 типов инцидентов. К примеру, на дороге находится человек или посторонние предметы, машина остановилась в полосе движения или случилось возгорание. Информация моментально передается в Ситуационный центр ЦОДД для принятия решения: направить Дорожный патруль или вызвать экстренные службы.
Городские дорожные службы защищают водителей от риска повторного ДТП и помогают как можно скорее переместить пострадавшие или застрявшие автомобили в безопасное место. Только в прошлом году экипажи Дорожного патруля оказали помощь на дороге более 45 тыс. раз.
Хорошие результаты приносит переразметка проезжей части с учетом анализа реально складывающейся дорожной ситуации.
По сути, это наиболее оперативный и экономный способ увеличения пропускной способности перегруженных участков дороги. Основной резерв переразметки – небольшое сужение технических краевых полос. При этом ширина основных полос проезжей части остается неизменной.
Например, из-за перехода семи полос в пять регулярно в часы пик образовывался затор с обеих сторон МКАД в районе Лермонтовского проспекта. Путем переразметки мы расширили это «бутылочное горло», добавив дополнительную шестую полосу. Раньше этот участок пропускал 124,7 тыс. машин в сутки, теперь – на 900 больше. Вроде немного, но движение стало ощутимо быстрее, да и безопаснее.
На сегодня реализовано 12 проектов по переразметке МКАД общей протяженностью 38 км. В 2023 г. планируем сделать переразметку на участках протяженностью 15 км.
И, наконец, наиболее сложное, дорогостоящее и длительное, но в то же время самое эффективное мероприятие по улучшению движения на Московской кольцевой автомобильной дороге – реконструкция/строительство развязок с вылетными магистралями.
Программа, начатая еще в 2012 г., наконец-то близится к финишу. Из 22 включенных в нее развязок на 19 работы завершены. Еще 3 развязки полностью доделаем в 2023 - 2024 годах.
1) Развязка с Ленинградским шоссе – обеспечила беспрепятственный съезд на магистраль М-11 «Москва – Санкт-Петербург».
2) Развязка с Волгоградским проспектом – обеспечила беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-5 «Урал», улучшила транспортную доступность микрорайона Жулебино и подмосковных городов Котельники и Люберцы.
3) Развязка с Мичуринским проспектом – улучшила транспортную доступность аэропорта «Внуково», районов Солнцево, Раменки и др.
4) Развязка с проспектом Маршала Жукова (Звенигородским шоссе) стала завершающим этапом реконструкции Звенигородского шоссе, обеспечив беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-9 «Балтия».
5) Развязка с улицей Подольских Курсантов – обеспечила дополнительный въезд/выезд на МКАД из района Бирюлево Западное.
6) Развязка в районе улицы Молодогвардейская – обеспечила примыкание северного обхода Одинцова к МКАД, а в будущем обеспечит его связь с Северным дублером Кутузовского проспекта.
7) Бусиновская развязка – обеспечила вход в Москву скоростной автодороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург».
8) Косинская развязка – обеспечила выезд с Северо-Восточной хорды на МКАД.
9) Развязка с Можайским шоссе – улучшила транспортную доступность ИЦ «Сколково» и г. Одинцово.
10) Развязка с Каширским шоссе – улучшила транспортную доступность аэропорта «Домодедово».
11) Развязка с Дмитровским шоссе – улучшила транспортную доступность района Северный, технопарка «Физтех».
12) Развязка с Профсоюзной улицей – обеспечила комфортный выезд на Калужское шоссе – главную транспортную артерию Новой Москвы.
13) Развязка с Ленинским проспектом – обеспечила комфортный выезд с Ленинского проспекта и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
14) Развязка с Рязанским проспектом – улучшила выезд из Москвы в подмосковный город Люберцы и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
15) Развязка с Бесединским шоссе – улучшила выезд на МКАД с Бесединского шоссе, а также транспортную доступность московских районов Марьино, Зябликово, Братеево и подмосковного села Беседы.
16) Развязка с улицей Генерала Дорохова – улучшила транспортную доступность ИЦ «Сколково», обеспечила комфортный въезд/выезд транспорта с Проспекта Генерала Дорохова на МКАД.
17) Развязка на 40 км МКАД – улучшила выезд из пос. Коммунарка на МКАД, а также транспортное обслуживание пос. Газопровод, д. Мамыри и близлежащих СНТ.
18) Развязка с Волоколамским шоссе – улучшила транспортное обслуживание северо-западных районов Москвы и подмосковного Красногорска, а также увеличила пропускную способность Волоколамского, Пятницкого и Путилковского шоссе.
19) Развязка с Осташковским шоссе – увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.
Продолжаются работы по реконструкции 3 развязок на МКАД:
с Алтуфьевским шоссе – увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД;
с Липецкой улицей – обеспечит беспрепятственный выезд на федеральную трассу М-4 «Дон» и увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД;
с улицами Верхние Поля и Капотня – обеспечит беспрепятственный выезд с Южной рокады и увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД.
Модернизация МКАД – хороший пример того, как даже самую неразрешимую проблему можно решить. Если действовать последовательно, разумно и не бояться принимать сложные решения.