Несмотря на все трудности и проблемы, минувший год принес хорошие результаты для московской индустрии гостеприимства.
Туристический поток достиг 17,9 млн гостей. На миллион человек больше, чем в 2021 г. И достойный 71% турпотока по сравнению с рекордным доковидным 2019 г.
Драйвером развития отрасли продолжает оставаться внутренний туризм – более 90% гостей приезжает в Москву из других российских регионов. Чаще всего это жители Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Тульской и Нижегородской областей.
Среднее путешествие в столицу занимает 5 дней, турист тратит на поездку около 37,3 тыс. рублей.
Каждый третий приезжает один, каждый пятый – в паре или с детьми. Большинство планирует посещение Москвы заранее, 78% гостей организуют поездку самостоятельно, всё чаще – с помощью московского сервиса по планированию путешествий RUSSPASS.
Полностью восстановился деловой туризм, в котором Москва является безоговорочным лидером среди регионов России. Примерно 20% всех поездок приходится на гостей, прибывающих в столицу с деловыми целями – в командировку, на выставку, форум или конгресс. В этом сегменте туристического рынка рост составляет 6% по сравнению с показателем 2019 г.
В два раза по сравнению с прошлым годом выросла доля медицинского туризма – до 5,4% от всех поездок. На подъеме и культурно-познавательный туризм.
Но особенно радует активное развитие детского туризма. В 2022 г. в столице побывало 3,8 млн маленьких граждан России. Для них город предлагает многочисленные варианты культурного и познавательного досуга, нестандартные маршруты и предложения.
Например, проект «Город открытий» – увлекательное путешествие для школьников, знакомящее с миром московских предприятий, технопарков и вузов. Для поездки в столицу группа может выбрать один из восьми образовательных маршрутов, каждый из которых посвящен инновационным отраслям экономики, например, цифровым технологиям, креативным индустриям, транспорту и космосу, биотехнологии и медицине.
В 2022 г. в «Городе открытий» побывало 5 500 школьников из 52 регионов страны.
В новогодние праздники отдельная программа была организована для членов семей мобилизованных из 85 регионов страны. Более 1 500 детей посетили столичные музеи, парки и Измайловский Кремль в рамках программы «Зимняя сказка».
Несмотря на блокировку многих зарубежных сервисов бронирования и ограниченное международное авиасообщение, Москва остается открытой и для зарубежных путешественников.
В 2022 г. город посетило порядка 1,7 млн иностранных гостей – в основном из ближнего зарубежья и азиатских стран. В первой тройке государств дальнего зарубежья – Индия, Турция и Иран.
Рост туристического потока позитивно сказывается на загрузке московских гостиниц – 60% по итогам 2022 г.
В высокий сезон загрузка гостиниц существенно выше. Например, 1 января 2023 г. она составила 70%, а с 3 по 5 января — более 80%.
Бизнес продолжает вкладывать инвестиции в этот сегмент. В 2022 г. в Москве было введено в эксплуатацию 20 новых гостиничных комплексов: 3 гостиницы и 17 апарт-отелей. Многие из них становятся не просто местом для ночевки, но и настоящими точками притяжения, общественными пространствами с собственной культурной и событийной программой.
Новый отель Soluxe Hotel Moscow на ул. Вильгельма Пика – один из самых больших конгресс-отелей в России.
В целом доходы городской индустрии гостеприимства в 2022 г. составили 879,1 млрд рублей, что на 22,7% выше, чем годом ранее.
Доходы городского бюджета – 120,4 млрд рублей. На эти средства можно построить 40 новых школ и детских садов. Или закупить порядка 2000 новых экологически чистых электробусов. Или профинансировать бесплатный проезд в общественном транспорте для пенсионеров, многодетных семей и других льготников Москвы.
В 2020-21 гг. индустрия гостеприимства (и в первую очередь гостиницы) получили ощутимую поддержку со стороны Правительства Москвы – льготные кредиты, гранты, субсидии и многое другое. Город оплачивал проживание в гостиницах врачей ковидных госпиталей.
В 2022 г. акцент был смещен от антикризисных к стимулирующим мерам поддержки. Город выделил на поддержку туристической отрасли 350 млн рублей. Эти средства пошли на компенсацию расходов организаторам деловых и молодежных мероприятий и программу развития туризма среди граждан старше 55 лет.
Организаторы конференций, конгрессов, научных форумов и культурных мероприятий для молодежи получили доступ к грантам до 10 млн рублей каждый. Благодаря этому более 20 тыс. человек посетили 61 деловое событие в Москве. В гостиницах останавливались 7 200 гостей, приехавших с деловыми целями, а оборот туристического потребления составил 470 млн рублей.
Программа компенсации расходов за привлеченные группы туристов 55+ позволила побывать в Москве 1 300 гостям серебряного возраста.
Будем и дальше поддерживать и развивать индустрию гостеприимства. Работать над тем, чтобы с каждым годом Москва становилась комфортнее для москвичей и привлекательнее для туристов.
Благоустройство общественного пространства, проведение уличных фестивалей, создание гастрономических кластеров, открытие новых культурных, спортивных и познавательных адресов – это и многое другое получит продолжение в рамках масштабной программы развития нашей любимой столицы.