Лидер.Мед

На днях встречался с врачами — победителями конкурса «Лидер.Мед», которые стали кандидатами для назначения на руководящие должности.

Подобный конкурс в истории столичного здравоохранения был проведен впервые.

Как родился «Лидер. Мед»?

В здравоохранении прошли серьезные структурные реформы. Вместо сотни разного качества больниц создано 35 крупных многопрофильных стационаров.

450 маломощных поликлиник объединены в крупные амбулаторные центры, в которых работают от нескольких сотен до нескольких тысяч сотрудников. К ним прикреплены сотни тысяч пациентов.

Медицинские учреждения ушли от сметной модели финансирования, они живут в конкурентной среде. Большая часть включена в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), введены единые тарифы по оплате медицинских услуг.

В то же время есть примеры, когда в двух примерно одинаковых поликлиниках — наблюдается очень разная ситуация и по качеству медицинских услуг, и по уровню заработной платы врачей, медсестер, обслуживающего персонала.

Провели анализ причин. Вывод — очень многое зависит от профессионализма главного врача, а именно: умеет ли он привлекать и удерживать специалистов, создавать комфортные условия труда, мотивировать, поощрять персонал, правильно управлять потоками пациентов, эффективно распоряжаться вверенными ему финансовыми и материальными ресурсами.

Старая система подбора главврачей, когда кто-то кого-то порекомендовал, больше не работает. Нужна открытая, понятная, доступная система подбора и подготовки кадрового резерва.

Так родился проект «Лидер.Мед».

Кто пришел на конкурс?

Испытать себя решили более шести тысяч московских врачей, медсестер и других работников медицинских учреждений. Гораздо больше, чем мы рассчитывали на старте вначале.

Кто пришел на конкурс

Как проходил отбор кандидатов?

По современным стандартам кадровой работы:

  • тестирование онлайн;
  • очные интервью, решение профессиональных кейсов, групповые и индивидуальные задания.

От кандидатов требовалось продемонстрировать лидерские качества, системное мышление, умение анализировать информацию, управлять людьми и ресурсами.

И главное — искреннее желание в своей работе быть на стороне пациентов.

Что дальше?

По итогам конкурса в кадровый резерв Департамента здравоохранения города Москвы вошли 300 человек. Со списком можно ознакомиться здесь.

В ближайшее время они получат новые назначения.

* * *

В ходе встречи будущие главврачи задали много вопросов о перспективах столичного здравоохранения. Отвечаю на самые интересные из них.

Планирует ли Москва использовать системы искусственного интеллекта и больших данных в помощь врачам?

Да, город идет по этому пути. В Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) уже создано 6,3 миллиона электронных медицинских карт (ЭМК). В ближайшие два-три года они будут интегрированы с электронными системами стационаров, базами данных фонда ОМС, хранилищами результатов лабораторных анализов, рентгеновских снимков и томографии.

Параллельно идет разработка алгоритмов анализа и использования больших данных. В результате московские врачи получат новые инструменты диагностики и выбора тактики лечения заболеваний.

Это позволит решить многие нынешние проблемы здравоохранения. Во всяком случае, врачебных ошибок станет поменьше.

Два-три года на информатизацию стационаров и интеграцию электронных систем — не слишком ли долго?

К сожалению, только семь столичных больниц имеют более или менее современные информационные системы. В остальных почти все придется создавать с нуля. Два-три года для такой работы — минимально возможный срок.

В качестве временной меры обсудили возможность установить в каждой больнице несколько автоматизированных рабочих мест с доступом к электронной медицинской карте. Это станет хорошим подспорьем для врачей стационаров. И наоборот, чем раньше начнется загрузка данных стационаров в ЭМК, тем лучше для пациентов.

Комфорт стационаров. Значительная часть московских больниц построена во времена, когда палата на восемь-десять человек и удобства в коридоре были общепринятым стандартом. Сегодня это вызывает раздражение пациентов.

По роддомам эту проблему удалось решить путем капитального ремонта, а фактически, — полной реконструкции зданий 1950-1970-х годов постройки. Теперь московские мамы рожают в комфорте.

Есть проект создания новых приемных отделений в десятке городских больниц. Фактически будут построены новые корпуса, в которых пациенты будут проводить первые, часто критические часы после госпитализации.

Новый корпус Морозовской больницы, строящаяся больница в Коммунарке — ничем не хуже современных европейских клиник.

По историческим больницам в ЦАО — все намного сложнее. Но будем постепенно решать проблему комфорта и в них. Либо за счет нового строительства, либо за счет реставрации исторических зданий.

Существует множество платных образовательных форумов, на которых врачи могут познакомиться с новейшими методиками лечения. К сожалению, стоимость участия в таких форумах может доходить до ста тысяч рублей, что весьма накладно для рядового сотрудника поликлиники. Можно ли организовать бесплатный образовательный форум для московских врачей?

На мой взгляд, лучшим решением будет создание онлайн-площадки для проведения образовательных курсов и размещения учебных материалов. Для врачей городских больниц и поликлиник доступ к этой площадке будет, разумеется, бесплатным.

Идея городского образовательного лектория для врачей тоже имеет право на жизнь. Подумаем над ее реализацией.