Первомай – праздник весны и труда. Впереди заслуженные длинные выходные. Но если человек сидит дома без работы, то часто ему и праздник – не праздник, и выходной – не выходной.
Работа в Москве есть. Экономика города испытывает дефицит рабочих рук, а уровень безработицы составляет всего 1,2%. Когда я об этом говорю своим коллегам – мэрам европейских столиц, они сильно завидуют. Там никого не удивишь безработицей в 5-10 и даже более процентов.
Конечно, «есть работа» – не значит, что каждый человек может найти себе рабочее место по душе быстро и без проблем. Всегда были и будут люди, испытывающие объективные и субъективные трудности в трудоустройстве. Это и работники старшего возраста, которые не успевают за переменами, и молодежь без опыта, и мамы, выходящие из декрета, и люди с ограниченными возможностями здоровья.
Кому-то психологически сложно вернуться в профессию после длительного перерыва. Чья-то профессия перестала быть востребованной на рынке труда. Может, квалификации не хватает, а может, человек просто не умеет себя как следует подать потенциальному работодателю.
Чтобы им помочь, и существует Государственная служба занятости. В 2019 году мы проводим глубокую модернизацию этой важной городской структуры, о которой я и хочу рассказать в этом посте.
Что было не так?
Государственная служба занятости была создана в начале 90-х годов, и с тех пор в этой системе ничего принципиально не менялось. Большинство из 53 территориальных отделов располагались в каких-то полуподвалах и прочих малокомфортных, давно не ремонтировавшихся помещениях, которые еще надо было найти.
Но это полбеды. Настоящей бедой службы занятости стал бюрократизм и формальные подходы к трудоустройству. Бумажная работа просто зашкаливала. От соискателей работы могли потребовать составить 24 разных документа и поставить 47 (!) подписей. А 2 документа нужно было полностью написать от руки.
Специалисты подсчитали, что в ходе приема сотрудник службы занятости тратил 50 минут на оформление бумаг и только 5-7 минут на реальный разговор с человеком, ищущим работу. Много ли было проку от такого разговора?
Что придет на смену этой системе?
Для начала – мы убрали большую часть бумаг. Оставили только самые необходимые: 11 документов и столько же подписей. Это не предел, бумажную работу будем сокращать и дальше.
Но уже сегодня время оформления бумаг сократилось в 2 раза – до 20-30 минут. А значит – сотрудник службы занятости может 25-30 минут поговорить с пришедшим к нему человеком, попытаться понять и реально решить его проблему.
Затем мы разделили услуги Службы занятости на базовые и персональные.
Если необходимы базовые услуги…
Базовые услуги – оформить пособие по безработице, подобрать вакансию из банка данных, составить резюме и т.п. – теперь можно получить в центрах госуслуг «Мои документы».
Территориальные отделы службы занятости будут открыты в 56 МФЦ, а их сотрудники будут работать по единому московскому стандарту искреннего сервиса – в комфортной обстановке и без очередей.
Переезд большинства территориальных отделов уже завершен. Прием граждан ведут 466 опытных специалистов, прошедших дополнительное обучение основам клиентоориентированности.
Если соискатель настроен на активный поиск работы и ему требуется индивидуальный подход… Тогда можно обратиться во флагманский офис «Моя работа», который предоставляет расширенный комплекс услуг.
Здесь специалисты расскажут, какие профессии пользуются наибольшим спросом на рынке труда, и какие требования обычно предъявляют к соискателям.
Вникнув в конкретную ситуацию, эксперты помогут определиться с индивидуальным сценарием развития карьеры. Вместе с ними соискатели смогут разобраться в причинах своих проблем: почему не находится работа и постоянно отказывают на интервью. Их научат, как показать свои сильные стороны и как сделать так, чтобы резюме увидело больше работодателей.
При желании соискатели cмогут пройти профессиональное обучение и тренинги по развитию личных компетенций.
«Моя работа» регулярно набирает группы по обучению офисным и рабочим специальностям: от водителя и стилиста до 3D-дизайнера, оператора больших данных и управления закупками.
Первый флагманский центр «Моя работа» открылся 19 апреля с.г. на улице Щепкина, д.38, стр.1. До конца года планируем создать еще 3 флагмана.
А специализированный центр «Моя карьера» будет заниматься содействием в трудоустройстве москвичам с особыми потребностями на рынке труда: людям старшего возраста, инвалидам, многодетным мамам и женщинам в декрете, молодежи. Они требуют пристального внимания и особого участия.
Как с вакансиями?
Главное в работе службы занятости – наличие обширного банка вакансий. Помимо стандартных способов его пополнения, Московская служба занятости наладила активное сотрудничество с такими крупными компаниями, как Сбербанк, МегаФон, аэропорт Домодедово, Ашан, Мосгортранс, Почта России, Sodexo и многими другими.
Этим структурам постоянно нужны люди, и флагманские центры «Моя работа» будут оказывать им содействие в подборе персонала.
Что дальше?
Хотя модернизация службы занятости началась сравнительно недавно, жизнь уже показала востребованность и эффективность нового формата. По сравнению с работой в старых помещениях число консультаций по вопросам поиска работы в новых офисах увеличилось до 10 раз.
Впереди – большая работа по настройке этой системы и решению новых задач. В конечном счете именно хорошая работа и достойная заработная плата являются самым эффективным инструментом преодоления бедности.
Поэтому в перспективе служба занятости должна выйти за рамки привычной функции «биржи труда». По большому счету ее сотрудники могли бы стать социальными помощниками нуждающихся семей, помогая взрослым трудоспособным людям устранять бытовые, образовательные, психологические и даже медицинские барьеры, мешающие им найти работу и дальше жить своими силами, достойно содержать себя и свою семью. Разработка такого подхода к работе службы занятости начнется в ближайшее время.