Рынки могут быть позором для города. Вспомним историческую Хитровку или «Лужу», более близкую нашему поколению.
Рынки могут просто быть. Жить своей жизнью, не привлекая лишнего внимания. Как, например, в советские годы.
Рынки могут быть достопримечательностью города и предметом гордости для горожан. Хотелось бы, чтобы такие рынки были не только в Токио или Барселоне, но и в Москве.
Что для этого нужно?
Рассказываю по опыту Москвы.
1. Убрать «дикие» рынки.
Они позорят город и губят репутацию рыночной торговли. Ликвидировать «дикие» рынки было непросто, но мы сделали это.
2. Сохранить исторические рынки.
Сделать это часто бывает сложнее, чем ликвидировать «дикую» торговлю. У собственников рынков существует огромное искушение — снести старые одноэтажные здания и построить на их месте торговые центры на пять этажей. К сожалению, Москва уже потеряла немало исторических рынков.
Чтобы сохранить оставшиеся, последние годы мы блокируем проекты «реконструкции» старых рынков путем их сноса.
3. Помочь реализовать нормальные качественные проекты реконструкции. И наполнить рынки новым содержанием.
Сегодня москвичи редко ходят на рынок, чтобы просто купить что-нибудь поесть. Эту нишу занимают сетевые магазины.
На рынках покупатели ищут первосортную свежую продукцию, желают знать ее происхождение. Многие хозяйки годами ходят к одному и тому же продавцу.
В Москве рождается новая тенденция. Рынки становятся не только местом покупок, но и общественным пространством. Сюда приходят, чтобы повстречаться с друзьями или деловыми партнерами, выпить кофе, пообедать в ресторане, принять участие в гастрономических мастер-классах. Рынки становятся модным местом!
Рынков, которые соответствуют новому стандарту, в Москве пока немного. Но они уже есть.
В нашем активе 5 успешных реконструкций исторических рынков — Даниловского, Москворецкого, Усачевского, Черемушкинского и Велозаводского.
К сожалению, возродить Центральный рынок на Цветном бульваре было невозможно. На его месте давно стоит торговый центр. Теперь название «Центральный» носит рынок, построенный на Рождественском бульваре. И, судя по популярности, он оправдал свое название.
4. Создать программы лояльности для местных жителей.
Рынок, даже самый современный, остается бойким и шумным местом. Для местных жителей это не очень хорошо. Поэтому владельцы рынков поступят правильно, если создадут для них специальные программы лояльности, компенсирующие возникающие неудобства. Например, предоставят скидки или будут регулярно проводить промоакции.
Что дальше?
Будем стремиться, чтобы на новый стандарт постепенно переходили и другие московские рынки.
Подготовлен проект реконструкции Кунцевского рынка.
Идет строительство Зеленоградского рынка на Крюковской площади. Уже этим летом в здании бывшего троллейбусного парка на Лесной возникнет современный гастрономический квартал.
Уверен, что через какое-то сравнительно небольшое время «московский рынок» станет одним из привлекательных брендов нашего города.