Московский воздух становится чище.
Свежие данные экологического мониторинга показали, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с 2010 г. в Москве сократились на 21,3%. Концентрация многих загрязняющих веществ уменьшилась в разы.
За счет чего происходит снижение выбросов?
Московская энергетика много лет не использует уголь даже в качестве резервного топлива. Большинство заводов давно перешли на экологически чистые технологии.
Поэтому выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников играют незначительную роль в экологическом балансе Москвы. Хотя в некоторых районах, например, на Юго-Востоке, их влияние по-прежнему довольно значительно.
Но благодаря реконструкции НПЗ в Капотне ситуация меняется радикально.
Главным загрязнителем московского воздуха является автомобиль, на долю которого приходится свыше 90% общего объема выбросов.
Длительное время проблема снижения экологической нагрузки от автотранспорта считалась неразрешимой.
Но в последние годы в этой сфере происходит настоящая экологическая революция. По сравнению с 2010 г. снижение автомобильных выбросов составило 21,8%. И сами выбросы содержат значительно меньше вредных веществ. Например, концентрация мелких взвешенных частиц сократилась в 1,8 раза, диоксида серы – в 1,3 раза.
Разумеется, это произошло не само по себе. Движущими силами экологической революции стали новые технологии, воля городских властей и рост экологической сознательности граждан.
Москва стала первым регионом России, который запретил продажу топлива ниже экологического стандарта Евро-5.
Мы ввели ограничения на въезд в Москву и передвижение по городу грузовиков с двигателями низких экологических классов (Евро-0, 1, 2).
Правительство Москвы убрало с городских дорог чадящие автобусы и маршрутки, заменив их современными моделями с двигателями Евро-4 и выше. А сегодня им на смену приходят электробусы.
Жесткие экологические требования установлены и в отношении коммунальной техники, используемой в городском хозяйстве Москвы.
Строительство новых линий метро и дорог тоже является прямым вкладом в улучшение экологии Москвы. По сравнению с 2010 г. среднее расстояние поездки на машине удалось снизить на 1 км. Среднее время поездки уменьшилось на 9 минут. Вроде бы относительно немного. Но в масштабах города даже минимальное снижение пробега машин дает сокращение вредных выбросов на тысячи тонн.
Но главный вклад в улучшение московского воздуха вносят сами москвичи, которые покупают более чистые и современные автомобили.
В 2018 г. доля машин с двигателями Евро-4 и выше в автопарке Москвы превысила 65% и продолжает расти.
В результате мы имеем парадокс. Число машин в Московском регионе по-прежнему растет, но поездки по городу становятся короче и быстрее, а выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снижаются из года в год.
И потенциал улучшений еще далеко не исчерпан. С каждым годом московский воздух будет становиться чище благодаря совместным усилиям Правительства Москвы, бизнеса и горожан.
P.S. Будущее, конечно, за электромобилями с нулевыми выбросами в атмосферу. Но пока это будущее не наступило, традиционные методы снижения загрязнения воздуха, вроде уменьшения транспортных заторов, перехода на модели с двигателями Евро-5 и введения дополнительных ограничений на использование «грязной» техники тоже могут дать хороший результат.