Управлять городом вместе с москвичами и в интересах москвичей – моя философия управления. И одним из главных инструментов практической реализации этой философии стал портал «Наш город», которому недавно исполнилось 10 лет.
Москва – огромный мегаполис, в котором проживает около 13 млн человек. Каждый округ представляет собой, по сути, город-миллионник. Более 34 тысяч многоквартирных домов, около 25 тысяч дворовых территорий, свыше 7 тысяч объектов дорожного хозяйства, 10 тысяч остановок общественного транспорта и еще около 40 тысяч других объектов – при таком масштабе чиновники просто физически не могут контролировать это огромное хозяйство в ежедневном режиме. И даже современные чудо-технологии вроде искусственного интеллекта способны помочь лишь частично.
Да и никакой искусственный интеллект не увидит проблемы города, как их видят жители-москвичи.
В этих условиях мне казалось принципиально важным передать значительную часть контрольных полномочий напрямую горожанам. Так в 2011 г. появился портал «Наш город».
Я прекрасно понимал, что создать просто очередную электронную жалобную книгу – это загубить идею участия в управлении на корню.
«Наш город» будет работать только в том случае, если станет инструментом реального решения проблем. Москвичи должны были на практике убедиться, что любое их сообщение не останется без последствий.
Для этого потребовалось изменить идеологию взаимодействия чиновников и жителей.
Для управления порталом была создана независимая служба модерации – независимая от органов власти, в компетенцию которой входит проверка сообщений и поступающих на них ответов.
Проблемные темы были четко классифицированы и по каждой из них разработан понятный процесс решения – с ответственными исполнителями в зависимости от принадлежности объекта и полномочий.
Весь процесс от направления жалобы до получения ответа стал абсолютно прозрачен. Переписка публикуется на портале, а гражданин имеет возможность подтвердить или опровергнуть факт решения проблемы.
Руководители, подписывающие ответы гражданам, несут персональную ответственность за решение проблем и корректность излагаемых фактов. Отписки и применение фотошопа являются кратчайшим путем к увольнению. Конкретные случаи легко найти в сети Интернет.
Эти принципы работы портала «Наш город» остаются неизменными уже больше 10 лет. Именно поэтому он пользуется доверием и популярностью у москвичей.
За это время количество проблемных тем на портале выросло с десятка до 226 и охватило все отрасли городской жизни. Ответственными за их решение являются более 600 органов власти и учреждений.
С помощью «Нашего города» можно вывезти брошенный автомобиль, устранить незаконную рекламу или починить дверь, ведущую на чердак. Но чаще всего на портал обращаются с вопросами по уборке дворов, ремонта дорог и замены лампочек в подъездах. Благодаря «Нашему городу» они теперь решаются за два-три дня.
На портале зарегистрировалось более 1,8 млн человек. В среднем они направляют 4,3 тыс. сообщений в день и решают около 3 тыс. проблем.
Ежедневно я вижу полную информацию о проблемах в каждом конкретном районе, округе, дворе. Могу понять очаги напряжения, носит ли проблема точечный характер или это системная история, которая требует комплексного решения.
В 2022 г. мы планируем провести модернизацию сайта портала и мобильного приложения «Наш город». Будет полностью обновлен дизайн и упрощен классификатор проблемных тем, благодаря чему пользоваться порталом станет еще удобнее.
«Наш город» стал неотъемлемой частью управления Москвой. И я искренне благодарен активным москвичам, которым не все равно. По сути мы с вами каждый день меняем к лучшему наш любимый город.
* * *
В заключение – несколько примеров, как портал «Наш город» помогает решать проблемы москвичей.
Южное Медведково, ул. Молодцова, д. 23, к. 2 - некачественное содержание спортивной площадки.
Объект включили в программу «Мой район», выполнили реконструкцию площадки для игры в футбол, рядом сделали зону воркаута, проложили новые дорожки. В результате во дворе появились новые возможности для физкультуры и спорта.
Таганский район, Народная улица, д.9 – повреждение уличной лестницы.
По результатам рассмотрения обращения было решено сделать капитальный ремонт. Теперь лестница вполне безопасна и комфортна для пешеходов.
Уборка снега в Калитниковском сквере (ЦАО, район Таганский).
Ремонт детской площадки по адресу: ул. Изюмская, д.30, c.1 (ЮЗАО, район Южное Бутово).
Ремонт дорожек в парке «Зюзино» (ЮЗАО, район Зюзино).
Устранение неисправности элементов освещения на тротуаре на ул. Никитская (ЦАО, район Пресненский).
Устранение повреждения остановки общественного транспорта на ул. Академика Миллионщикова, 23 (ЮАО, район Нагатино-Садовники).
Очистка остановочного павильона от незаконных надписей и изображений на ул. Реутовская, 6 (ВАО, район Вешняки).
Ремонт подъезда по адресу ул. Большая Филевская, д. 45, к. 1 (ЗАО, район Фили-Давыдково).
Устройство зеленых насаждений на тротуаре в 4-м Лесном переулке (ЦАО, район Тверской).
Восстановление работы елочных гирлянд в сквере между улицами Уральская и Алтайская (ВАО, район Гольяново).