Развитие метрополитена – мегапроект, в котором важно буквально все – новые станции, поезда, сервисы. И не в последнюю очередь – навигация, помогающая пассажирам быстро и успешно ориентироваться в метро.
Разработкой новой навигации мы начали заниматься 10 лет назад, и сегодня это уже не просто отдельные указатели метро, а полноценная экосистема, охватывающая все виды городского транспорта, включая самый новый – речной.
Первым и самым смелым экспериментом в этой сфере стала напольная навигация, появившаяся еще в 2014 году. Новые указатели подсказывали направление пересадки на другие линии метро.
Напольная навигация быстро прижилась и очень выручает пассажиров. Особенно когда едешь в час пик по незнакомому маршруту, а вокруг по своим делам спешат люди.
Как и прежде, краеугольным камнем системы навигации является схема метро.
Казалось бы, зачем ее менять? Просто добавляй новые станции и радиусы. Но так можно было делать, когда в метро появлялось по 1-2 новые станции в год. Но за последние годы сеть метро выросла в 1,5 раза, добавились еще 4 Московских центральных диаметра.
Чтобы адекватно отразить эти изменения, потребовалось разработать современный и узнаваемый стиль схемы московского метро.
Для облегчения восприятия отказались от кружков для обозначения всех станций метро – их заменили насечки, а кругами теперь обозначают только пересадочные узлы.
Цвета новых линий выбирают сами москвичи – путем голосований в «Активном гражданине». Например, изумрудный для Троицкой, графитовый для Рублево-Архангельской и рубиновый для Бирюлевской линии метро.
У каждой линии теперь есть не только свое название и цвет, но еще и номер. На указателях линии обозначаются цветным кружком с цифрой, поэтому ориентироваться стало еще удобнее.
И впервые крупные ярко освещенные схемы начали размещать не только на улице у входов, но и прямо на платформах всех станций метро.
А в поездах традиционные печатные схемы теперь все чаще дополняют сенсорные схемы с возможностью выбора маршрута поездки.
На медиаэкранах начали транслировать номера маршрутов наземного транспорта, которые останавливаются у следующей станции метро.
«Цифра» позволила улучшить и линейную навигацию, которая традиционно размещается над дверями вагонов. В новых поездах “Москва-2020” с ее помощью можно заранее посмотреть схему станции и наметить кратчайший путь наверх или на пересадку.
Обновили и традиционные световые указатели метро.
Прежде, чтобы изменить информацию, приходилось вручную делать аппликацию из самоклеящихся букв. А размеры шрифтов на одном указателе и вовсе могли отличаться, так как подбирались на глазок.
В новой конструкции вместо люминесцентных ламп используются светодиоды, так как они более яркие, но экономичные, а менять элементы навигации теперь можно по отдельности. Они устроены примерно так же, как и новогодние гирлянды, все светодиоды в единой ленте.
Адаптировали шрифт – теперь он читается гораздо проще. Новый шрифт даже получил свое название – Moscow Sans и может использоваться только в столичном транспорте.
Помимо названий линий и станций на указателях стали использовать пиктограммы – привычные и интуитивно понятные обозначения объектов и сервисов городской инфраструктуры: аэропортов и вокзалов, школ, больниц, театров, музеев и спортивных объектов.
Навигация, которая подсказывает направление движения на путевых стенах, стала лаконичнее, благодаря этому пассажиры быстрее узнают нужный путь.
Указателей стало больше и располагают их так, что их теперь легко заметить с любой точки платформы. Например, появились вертикальные платформенные списки станций, помогающие быстрее выбрать нужный путь, особенно при сходе с эскалатора, когда нужно быстро решить – повернуть направо или налево. Для удобства пассажиров они располагаются на уровне глаз.
В конце поездки уже на станции не всегда просто найти нужный выход из метро. Раньше пассажиры могли сориентироваться только по названиям улиц. Сейчас все входы и выходы получили свой порядковый номер, который подскажет приложение «Метро Москвы» или навигатор.
На 12 крупных пересадочных узлах внедрили сквозную нумерацию, информирующую пассажиров о номерах выходов из метро на соседних станциях.
В метро и на МЦК появились настенные указатели с картами ближайших окрестностей вокруг станции метро. На них можно увидеть информацию о названиях прилегающих улиц, парков и скверов, а также социальных объектов.
Наконец, для маломобильных пассажиров была разработана карта доступности, сейчас ей оборудованы 165 станций метро и МЦК. С ее помощью пассажиры могут понять, чем оборудована станция: эскалаторами, лифтами, лестницами с пандусами, и найти наиболее комфортный выход и пересадку, а также путь к остановкам наземного городского транспорта.
Изменения коснулись и временной навигации, информирующей о ремонтных работах или изменении порядка работы метро. До 2014 года единого формата таких объявлений не существовало. Они могли быть напечатаны на обычной офисной бумаге или даже написаны от руки.
Теперь даже такие объявления выполняются в едином стиле:
Основное отличие - появились карты, где пассажиры могут разглядеть изменения и построить удобный маршрут:
Экосистема навигации Московского транспорта продолжает развиваться – это очень важный сервис для создания комфорта и безопасности миллионов людей. В будущем планируется внедрять еще больше цифровых решений в области навигации, тем самым делая ее еще более эффективной, а замену элементов оперативной.