Специалисты в сфере современных технологий нарасхват, и подготовка будущего профессионала, по-хорошему, должна начинаться со школьной скамьи. Мы проделали большую работу, чтобы у московских школьников такая возможность была, и чтобы ребята после школы могли поступать в вузы мечты.
Первым шагом стало открытие предпрофессиональных классов, в том числе инженерных и ИТ. Сейчас они есть в каждой второй школе в Москве. Для этого потребовалось не только реорганизовать учебный процесс, пересмотреть программы, но и оснастить школьные лаборатории новейшим оборудованием, в том числе 3D-сканерами и 3D-принтерами, системами сбора и анализа данных, а также фрезерными, токарными, шлифовальными и других станками и многим-многим другим.
Следующий шаг – разработка нового стандарта предпрофессионального образования. С этого учебного года по нему учатся во всех инженерных и ИТ-классах.
Заложенные в стандарт принципы позволяют обеспечить сбалансированность образовательных программ и всестороннее знакомство с особенностями будущих профессий.
1. Углубленное изучение профильных предметов. Фундаментальные знания пригодятся для успешной сдачи ЕГЭ и обучения в вузе, а в будущем — в решении практических задач выбранной отрасли.
Будущие инженеры и айтишники углубленно изучают математику, информатику и физику. И на остальных предметах также всесторонне исследуют выбранные сферы специализации. Например, будущие инженеры знакомятся с произведениями об изобретателях, с историей науки и техники. А ученики ИТ-классов читают научную фантастику.
2. Обязательные предпрофессиональные спецкурсы. Практика в школьных лабораториях помогает закрепить знания и сформировать практические навыки.
На инженерном практикуме ребята изучают техническую механику, учатся работать с электроизмерительными приборами — различными датчиками и осциллографом, знакомятся с тепловыми процессами в технических устройствах и световыми явлениями в оптических системах. Занимаются робототехникой, изучают технологии 3D-печати, реверсивного инжиниринга и различные способы обработки материалов.
Будущие ИТ-специалисты учатся программировать на разных языках, знакомятся с распространенными профессиями в ИТ-сфере, в том числе в области информационной безопасности, изучают 3D-моделирование и аддитивные технологии, машинное обучение и искусственный интеллект, учатся разрабатывать мобильные приложения, конструировать умные устройства на базе микроконтроллеров, управлять беспилотниками.
3. Комплексная экскурсионная программа на предприятиях. Знакомство с реальным производством помогает получить первые представления о профессиональной культуре.
Организовывать туры на промплощадки помогает проект «Открой#Моспром», который в рамках программы для школьников объединил около 50 высокотехнологичных столичных производств: от медицинского оборудования до комплектующих самолетов. С начала этого учебного года на промпредприятиях провели свыше 120 экскурсий.
Для учеников ИТ-классов проводят экскурсии и организуют учебные дни в офисах крупных ИТ-компаний. Среди них «1С», «Яндекс», «ВК», «Ростелеком», НИИ «Восход», Гидрометцентр России, «Код безопасности» и другие. Представители компаний рассказывают, как устроена работа и свободное время сотрудников, как построить свой карьерный путь в крупной ИТ-компании.
Для тех же ребят, кто и вне школы хочет погрузиться в мир будущей профессии, в городе создана экосистема детских технопарков – более 300 площадок по всему городу. Подробно я рассказывал о них в одном из предыдущих постов.
К слову, немало ИТ-компаний сотрудничает и с проектом «День без турникетов» – в дни ежеквартальных акций приглашают всех желающих познакомиться со своей «внутренней кухней».
4. Получение профессии на базе колледжа. У московских старшеклассников есть уникальная возможность получить первую профессию еще до окончания школы. Каждый ученик 10-го предпрофессионального класса проходит 64-часовое обучение в колледже.
Ученики инженерных классов осваивают профессию «Чертежник-конструктор» — изучают методы и средства выполнения чертежных работ, виды рабочих чертежей, стандарты оформления конструкторской документации и другие аспекты профессии. Будущие айтишники проходят подготовку по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» — знакомятся с основами системного и сетевого администрирования: учатся работать в Linux, настраивать локальные сети, обеспечивать безопасную работу в интернете.
5. Проектно-исследовательская деятельность в вузах. В течение года под руководством опытных наставников из вузов учащиеся разрабатывают проекты по выбранному профилю, погружаясь в научную среду.
В конце учебного года ученики защищают проекты на научно-практической конференции «Инженеры будущего». Им предлагают более 15 направлений для разработки проектов: от машиностроения и транспорта до прикладной физики и цифровой энергетики. Традиционно лидируют проекты по программированию: веб-сайты, приложения и программы. Также популярностью пользуются 3D-моделирование, 3D-печать, VR-технологии, приборостроение, микроэлектроника и схемотехника.
Победители и призеры могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ, что повышает шансы на поступление в вуз.
6. Сбалансированная учебная нагрузка. Программы школ, колледжей и вузов не дублируются и органично дополняют друг друга. Ребята изучают разные аспекты выбранных направлений.
С 2015 года предпрофессиональные классы уже успели отлично себя зарекомендовать — ежегодно тысячи их выпускников поступают в высшие учебные заведения, в том числе в вузы-партнеры, на базе которых дети и проходили подготовку. С введением нового стандарта предпрофессионального образования в московских школах мы сможем готовить все больше высококлассных специалистов для одного из самых перспективных направлений экономики.