Решил написать о сравнительно малоизвестной, но очень важной стороне работы Правительства Москвы – государственном контроле и надзоре.
В действительности, это довольно масштабная деятельность – городские органы власти осуществляют 45 видов контроля (надзора): от соблюдения обязательных требований к использованию земельных участков до выявления нарушений в регулировании цен на лекарства.
Незаметный для большинства граждан, этот контроль играет огромную роль в обеспечении нормальной жизни огромного города. В буквальном смысле слова – стоит на страже жизни и здоровья людей.
Но, с другой стороны, избыточный и нерациональный контроль является одним из наиболее серьезных барьеров для предпринимательской деятельности. Бесконечные проверки отнимают у бизнеса множество сил и ресурсов, да и о коррупционных рисках тоже не следует забывать.
Эти проблемы хорошо известны, и на протяжении многих лет предпринимались более или менее успешные попытки реформирования контрольной деятельности.
Но, пожалуй, по-настоящему серьезных изменений нам удалось достичь в последние три года.
Профилактика, риск-ориентированный подход, дистанционный контроль и цифровизация – таковы ключевые факторы модернизации государственного контроля (надзора), которая продолжается с 2021 г.
* * *
Прежде всего, не на словах, а на деле заработала система профилактики нарушений.
Большую часть работы контрольных органов сегодня составляют информирование, консультирование и профилактические визиты на предприятия, цель которых – помочь бизнесу не допускать нарушений. А если уж они случились – то оперативно исправить их.
Как результат, бизнес все чаще воспринимает контроль не в качестве досадной помехи, но как реальную помощь в работе.
* * *
Риск-ориентированный подход. На практике это означает замену тотального контроля «и правых, и виноватых», на адресный поиск и выявление тех, чья деятельность несет реальные риски для безопасности города и здоровья людей.
Действующая в Москве риск-модель включает перечни из 52 индикаторов, свидетельствующих о серьезных нарушениях, а также более 100 источников риска, которые сигнализируют о возможных нарушениях средней и малой степени тяжести.
К примеру, в городской приют для животных регулярно поступает определенное количество корма, что фиксируется в государственных информационных системах и дистанционно отслеживается инспекторами. Если в новом периоде в приют поступило на 25 % меньше корма, чем в прошлом – а это и есть индикатор риска, – то появляется повод для проверки. Либо в приюте произошло снижение числа содержащихся животных, либо их плохо кормят. Чтобы выяснить причину, инспекторы могут организовать документарную проверку или инспекционный визит.
Еще один пример из сферы культуры. Музеи обязаны вести учет своих коллекций, а инспекторы сверяют данные из статистической отчетности с информацией в электронном государственном каталоге Музейного фонда.
Если в этих данных появились расхождения, то для начала инспекторы проведут профилактическое мероприятие – разберут с музейными работниками причины сбоев в системе учета.
Система управления рисками продолжает развиваться, позволяя поддерживать разумный баланс между снижением нагрузки на бизнес и обеспечением должного уровня безопасности города и людей.
* * *
Дистанционный контроль.
Многие водители уже и не помнят, когда их в последний раз останавливали инспекторы ГИБДД. Но хорошо знают, что нарушение ПДД будет зафиксировано с помощью камер.
Точно такие же изменения произошли в сфере государственного контроля. В 2023 году более 80% контрольных мероприятий было выполнено удаленно, без участия представителей бизнеса. А количество традиционных проверок с выходом на место уже несколько лет стабильно идет вниз.
На МКАД и ключевых магистралях Москвы работают новейшие камеры видеоаналитики ЦОДД. Современные камеры с нейросетью появились на ключевых магистралях города в 2022 году. В режиме реального времени за несколько секунд комплексы телеобзора передают потоковое видео в ситуационный центр ЦОДД с уведомлениями о нестандартных ситуациях на дорогах: аварии, пожар, припаркованные автомобили в полосе движения, предметы на дороге. Качественная система видеообзора позволяет максимально точно оценивать трафик с учетом количества автомобилей, ДТП, нештатных ситуаций, например, загоревшаяся машина или упавшее дерево. Нейросеть может автоматически фиксировать инциденты в поле зрения камер и мгновенно оповещать соответствующие службы.
В рамках экологического надзора датчики мониторинга состояния окружающей среды обеспечивают контроль качества воздуха и уровня шума, а камеры городского видеонаблюдения с функциями искусственного интеллекта могут выявить незаконный сброс мусора.
А на некоторых служебных автомобилях органов контроля установлен комплекс с нейросетями и двумя камерами: искусственный интеллект выявляет признаки нарушений на проезжей части, например, ямы на дорогах, стертую разметку. Далее система направляет скриншоты балансодержателям для устранения нарушений.
Комплекс информационных систем собирает информацию о нарушениях в сфере городского коммунального хозяйства и направляет ее ответственным организациям для принятия соответствующих мер.
* * *
Добровольный мониторинг – новая форма контроля с большими перспективами.
В рамках специального соглашения бизнес добровольно передает свои объекты под наблюдение органов государственного контроля. По сути, инспекторы берут на себя значительную часть функций, которые раньше выполнял внутренний контроль.
Для бизнеса добровольный мониторинг – это возможность снижения издержек и уверенность в том, что у него не будет лишних проблем.
Для государства – гарантия эффективного контроля в жизненно важных сферах, напрямую затрагивающих безопасность людей.
Соглашение о добровольном мониторинге город уже подписал, например, с ПАО «Россети». Инспекторы следят за содержанием фасадов зданий компании и обустройством строительных площадок.
Если инспектор увидел нарушение или риск его возникновения, то вместо выписки штрафа он сообщает о нем в компанию для оперативного реагирования. Благодаря этому нарушения устраняются в разы быстрее – всего за пару дней вместо двух недель.
* * *
Цифровизация – еще один серьезный инструмент снижения нагрузки на бизнес. В сферу госконтроля и надзора она приходит довольно быстро, в том числе и благодаря нацпроекту «Цифровая экономика».
Специальная платформа «Открытый контроль» предлагает цифровые сервисы, с помощью которых предпринимателям могут разобраться в законодательстве, получить консультацию или выполнить самопроверку.
К примеру, онлайн-калькулятор оценки вероятности нарушений позволяет провести диагностику бизнеса на предмет соблюдения обязательных требований. Чтобы воспользоваться им, достаточно заполнить специальную анкету. После ее прохождения предприниматель получит информацию о том, соответствует ли его бизнес законодательству, и рекомендации по устранению нарушений, если они есть. Проверить свой бизнес уже можно в области земельного контроля, в сфере обращения с животными, продажи алкогольной продукции, ценообразования на лекарства и квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи.
Еще на платформе работает сервис досудебного обжалования, который позволяет бизнесу оспаривать решения контролеров, не доводя дело до судебного разбирательства.
В будущем планируется добавление сервиса по отправке возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Если бизнес не согласен с полученным предостережением, он сможет оспорить его онлайн.
* * *
В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделил внимание и вопросам реформы контроля (надзора).
Глава государства поручил полностью перейти на риск-ориентированный подход. А там, где риски отсутствуют, надо применять профилактические меры и таким образом минимизировать число проверок.
Уверен, что Москва станет первым регионом России, который полностью выполнит это поручение Президента.