«Лето в Москве. Все на улицу!» – новый формат сезонных фестивалей, который мы опробовали этим летом.
Получилось успешно: за 100 дней фестиваль посетили более 10,5 млн гостей.
Ключевой особенностью нового формата стало то, что существенную часть повестки создавали сами москвичи — 25 тысяч или каждое четвертое мероприятие было организовано жителями города, бизнесом или НКО.
В том числе порядка 1,1 тысячи предпринимателей провели около 8,5 тысяч событий и тем самым рассказали широкой аудитории о своих проектах.
Новый фестиваль серьезно разнообразил афишу летних событий столицы и – что очень важно – помог понять, какой эту афишу хотят видеть сами москвичи. Больше всего горожан заинтересовали творческие и спортивные мастер-классы, тренировки и концерты.
Ежедневно Москва предлагала тысячи событий на бульварах, в скверах и парках, на набережных, стадионах, наших традиционных фестивальных площадках, а большую часть — в шаговой доступности от дома.
Тем самым фестиваль создал новые точки притяжения во всех районах города. Среди самых посещаемых – Большой городской пруд в Зеленограде, Липовый парк в ТиНАО, Сквер олимпийских чемпионов в Ясенево и другие.
Не потеряться в них и не пропустить ничего важного и интересного, а также подать заявку на организацию собственного мероприятия помогал сайт проекта «Лето в Москве. Все на улицу!». Страницу фестиваля посетили около 4,8 млн раз.
Большое внимание мы традиционно уделили благотворительности: в фестивале приняли участие 139 столичных некоммерческих организаций. В пространствах «Города неравнодушных» в разных районах Москвы они проводили мастер-классы для всех желающих и знакомили москвичей со своей деятельностью.
«Домики добра» на площадках собрали подарки для участников специальной военной операции и для детей из новых регионов.
Здесь можно было передать помощь и животным в приюты, расположенные в зоне СВО.
Участниками мастер-классов НКО стали 35 000 москвичей и гостей столицы: они создавали картины, раскрашивали пряники и плели браслеты. В течение всего лета проходили игры от Сети коворкинг-центров НКО, которые знакомили постелей фестиваля с работой благотворительных и некоммерческих организаций города.
А на сайте проекта «Активный гражданин» москвичи высказались, какие активности летнего фестиваля им кажутся наиболее интересными и готовы ли они сами стать организаторами мероприятий, а также определили лучшие летние фотографии посетителей фестиваля.
Те, кто принял участие в голосовании, могли поучаствовать и в розыгрыше баллов. За лето было выявлено 14 тыс. победителей. Всего в голосованиях проекта, посвященных летнему фестивалю, за три месяца собрано более 1,2 млн мнений горожан.
На площадках фестиваля работали павильоны городской программы лояльности «Миллион призов», где горожане – участники электронных проектов Москвы получили более 20 тысяч сувениров и подарков.
Формат большого сезонного фестиваля пришелся москвичам и гостям города по вкусу. И не удивительно, ведь городская инфраструктура подходит для любого вида отдыха.
Предлагаю еще раз вспомнить самые яркие моменты фестиваля.
В московские парки горожане с удовольствием приходили на тренировки по фитнесу, пилатесу и даже по капоэйре и хатха-йоге. А вечером собирались на кинопоказы в летних кинотеатрах.
Школы искусств на открытых площадках устраивали театрализованные представления, выступления солистов и творческих коллективов, проводили мастер-классы.
На территории культурных центров Москвы прошли мастер-классы, концерты, игры. Посетители написали более 1000 картин акварелью, сыграли 200 партий в шахматы и 80 – в настольные игры, а также около 16 часов слушали живую музыку.
Все лето проходили тренировки и занятия по йоге, растяжке, ушу, боксу, фитнесу, зумбе, мастер-классы по настольному теннису и аэрохоккею, шашкам, шахматам, нардам, бадминтону, скиппингу, городкам и фрисби — москвичи могли выбирать из 40 видов спорта.
На большинство площадок фестиваля были интегрированы флагманские проекты «Московского спорта», в том числе «Спортивные выходные».
«Спортивные выходные» пригласили более 200 квалифицированных специалистов. Каждую неделю они проводили занятия по йоге, растяжке, танцевальным и функциональным тренировкам. Всего за лето состоялось свыше 2,4 тыс. тренировок, в которых приняли участие 38,6 тыс. любителей здорового образа жизни.
Тренировки проводили опытные тренеры и профессиональные спортсмены. Среди них и обладатель одного из сильнейших ударов России, участник СВО, обладатель двух орденов Мужества, герой Донецкой народной республики — Дмитрий Спиричев.
Заниматься можно было как на оборудованных площадках рядом с домом, так и в необычных локациях, вроде набережных Москвы-реки.
Занятия проекта «Мой спортивный район», проходили на 114 площадках столицы и объединили более 66 800 москвичей, посетивших 7 380 тренировок по 13 видам спорта.
Впервые в этом году в рамках проекта прошли тренировки по бегу и ушу.
В 10 парках москвичи тренировались и выполняли нормативы комплекса ГТО: бегали, подтягивались, отжимались, прыгали в длину и др. Более 2,7 тыс. человек приняли участие в специальных тренировках, из них выполнили нормативы ГТО 2,2 тыс. человек. 10 000 участников проекта подробно ознакомились с особенностями комплекса.
Проект «Моя семья – моя команда» проходил на 15 городских площадках и предлагал тренировки по 27 видам спортивных активностей: лакроссу, джампингу, капоэйре, настольным и патриотическим играм, лазертагу, мастер-классы по неолимпийским видам спорта, семейная программа «Ниндзя гонка», эстафета «Я люблю спорт» и спортивный маршрут «Моя семья – Моя команда».
Гоголевский бульвар превратился в «Шахматный бульвар». По выходным 3 раза в день для всех желающих проводились турниры по швейцарской или круговой системе.
Более 320 тысяч человек приняли участие в самых разных спортивных занятиях в рамках фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!».
А еще все лето жители столицы играли в знакомую с детства игру «Камень, ножницы, бумага». В турнирах приняли участие более 105 тысяч человек всех возрастов — от шести до 80 лет.
Никитский бульвар превратился в настоящий Вернисаж под открытым небом. Здесь было продано более 20 000 картин и предметов искусства.
Но художники не только выставляли свои работы, но и проводили мастер-классы, знакомили посетителей с техниками арт-терапии.
«Винтажный маркет» на Чистопрудном бульваре радовал любителей старины, коллекционеров и просто прохожих.
Посетители могли увидеть и приобрести предметы быта XVIII–XX веков, а также узнать об их истории и предназначении.
Участниками было продано более 61 тыс. винтажных и антикварных предметов: монет, пластинок, букинистической продукции, предметов интерьера и многое другое.
Цикл мероприятий «Друг, спасатель, защитник» прошел для владельцев собак. Он включал уроки по дисциплинарной дрессировке, консультации кинологов, ветеринаров и грумеров, соревнования по аджилити, фотосессии с фотографом-анималистом, показательные выступления питомцев кинологических центров силовых структур, лекции и творческие встречи.
Свои умения показали собаки Федеральной таможенной службы, собаки-спасатели, собаки-проводники, а также служебные собаки вместе с кинологами 55-й дивизии Росгвардии.
* * *
Фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» стал частью бренда «Лето в Москве», который охватил сразу несколько проектов. Все его фестивали включили свыше 131 тысячи мероприятий, объединили более 38 млн гостей.
Фестиваль «Лето в Москве. Сады и Цветы» заставил столицу благоухать. Более 50 традиционных выставочных садов и свыше 650 небольших цветочных объектов преобразили привычные городские пространства и ленты в социальных сетях москвичей и туристов.
На Тверском бульваре практически каждую неделю сменяли друг друга мини-фестивали. Например, дважды здесь проходил фестиваль «Лето в Москве. Мороженое и сладости», их посетители съели 15 тысяч порций.
А еще Тверской бульвар в один момент превратился в современную арт-площадку. На нем разместили пять гигантских кубов, которые раскрасили участники конкурса граффити «СТЕНЫ». В итоге получилось 20 картин, каждая – два метра в длину и два в высоту. Выбрать лучшие помогали участники проекта «Активный гражданин». На их создание ушло 400 банок краски.
На Тверской площади и Тверском бульваре, а также на Патриарших прудах проходил фестиваль «Лето в Москве. Мода и красота». На его станциях красоты 4000 москвичек и туристок сделали макияж и прически.
Впервые этим летом благодаря проекту «Лето в Москве» две недели подряд по выходным пешеходными становились некоторые центральные улицы города: Большая Никитская, Большая Дмитровка, Малая Бронная.
Открытый международный вокальный фестиваль и крупнейший конкурс исполнителей «Московская A Cappella» помимо необычных локаций, вроде балкона отеля «Савой», предложил зрителям многообразие жанров и тысячи часов живого пения.
В нем приняли участие 150 коллективов из разных городов России и еще 12 стран: Беларуси, Германии, Филиппин, ЮАР, Аргентины, Кубы, Индонезии, Японии, Анголы, Замбии, Китая, Намибии.
Все эти уличные фестивали для многих стали отличной возможностью как можно больше времени провести на свежем воздухе и зарядиться энергией лета.