Тенденция роста туристического потока, которую мы наблюдали в первом квартале этого года, сохранилась и по итогам первого полугодия. Более того, по многим показателям нам удалось превзойти рекордный уровень «допандемийного» 2019 г.
За первые шесть месяцев 2024 г. Москва приняла 12,2 млн гостей, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2019 г.
Абсолютное большинство туристов – наши соотечественники из других регионов России. Чаще всего в Москву на каникулы или в отпуск приезжают из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Владимирской, Ростовской, Тульской областей.
Увеличилась и средняя загрузка гостиниц – 75%, что на 10% выше показателей первой половины 2023 года и на 3% — показателей первой половины 2019 года. При этом растет и номерной фонд Москвы. С начала года открылись 5 гостиниц на 507 номеров.
Стабильно растет вклад туризма в экономику города. Объем туристско-экскурсионного потребления – 650 млрд рублей, из которых поступления в бюджет оцениваются в 89 млрд рублей. Оба показателя на треть больше аналогичных за 2019 год.
Рост туризма – результат комплексной поддержки отрасли и тесного сотрудничества города с бизнесом, о чем я уже говорил.
Безусловно, большая часть туристической нагрузки приходится на майские праздники и летний сезон отпусков и каникул.
Летом в Москве отдохнули 7,4 млн туристов. Загрузка отелей в среднем была 78%, то есть на 6% больше, чем прошлым летом.
При этом показатели внутреннего туризма значительно превзошли даже цифры пикового 2019 г.: столицу посетили 6,7 млн человек, что на 12% выше значений лета 2019 г.
Но, хотя российские путешественники продолжают составлять основу туризма в Москве, каждый пятый гость московских отелей этим летом – иностранец.
Поступления в бюджет города за летний период оцениваются в 54,5 млрд рублей, а объем летнего туристско-экскурсионного потребления — в 398,1 млрд рублей.
Особенно пришлись по вкусу нашим гостям летние фестивали. Об успехе форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» и «Лето в Москве. Все на улицу» я уже рассказывал, а в этот раз предлагаю вспомнить еще несколько.
Дни культуры Объединенных Арабских Эмиратов, которые проходили этим летом на Манежной площади, за пять дней собрали более 300 тысяч человек. На протяжении пяти дней посетители любовались показами мод под традиционную музыку, пробовали популярные национальные блюда, знакомились с необычными ремеслами. Здесь можно было стать гостем свадебного шоу или увидеть восточные пейзажи на фотовыставке под открытым небом.
Фестиваль «Усадьбы Москвы» провел уже третий сезон – рекордный как по длительности, так и по масштабу. Число посетителей превзошло 700 тысяч – это в 1,6 раз больше, чем за два предыдущих сезона вместе.
Прошло более 3 тысяч мероприятий: маскарады, театральные постановки, концерты симфонической музыки и мюзиклы в декорациях старинных усадьб, исторические пикники, игры на свежем воздухе в городки, бадминтон и серсо.
Фестиваль объединил 40 усадеб столицы. Нам удалось сформировать новую культуру выходного дня среди москвичей и туристов: посещаемость некоторых усадеб увеличилась в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Популярностью пользовались почтовые станции, где можно было подписать почтовую открытку гусиным пером. С них в разные города России туристы отправили свыше 65 тысяч таких посланий.
Почти каждый второй посетитель фестиваля заглянул в павильоны «Городской дачи»: было сварено 255 литров варенья из сезонных ягод.
В этом сезоне «Московского чаепития» – гости пробовали и выбирали чайный купаж, который больше всего ассоциируется с Москвой. Теперь «Чай Москва» — золотисто-янтарный черный чай со вкусом черной и красной смородины, земляники, с добавлением лепестков василька, сафлора, бутонов роз и долек апельсина — можно приобрести в кофейнях Москвы.
И, конечно, настоящим открытием стал ледяной московский чай. Рестораны и кафе представили более 800 видов прохладительного напитка, в том числе предложили уникальные рецепты. Москвичи и туристы выпили около 50 тысяч литров ледяного чая.
На Тверской площади – флагманской площадке фестиваля – прошло более 500 мероприятий. Их посетили свыше 400 тысяч человек. Самыми посещаемыми стали тематические театрализованные представления, музыкальные беседы, а также интерактивные лекции, связанные с чайной культурой, которые сопровождались полезными мастер-классами.