«Они вечно куда-то спешат», – примерно так говорят о москвичах жители малых городов, где жизнь, действительно, протекает в гораздо более спокойном темпе.
Но торопимся-то мы не по своей воле. На то есть своя причина – дисбаланс мест размещения труда. Слишком много рабочих мест находится в центре и слишком мало – за пределами Третьего транспортного кольца.
Миллионы москвичей вынуждены проводить в транспорте 2-3 часа в день. Естественно, утром они спешат, чтобы не опоздать. А вечером – чтобы поскорее вернуться домой.
Маятниковая миграция является проблемой многих мегаполисов мира. Но в Москве она достигла запредельных масштабов. Еще несколько лет назад порядка 3,5 млн человек ежедневно по утрам устремлялись в центр. А вечером этот поток людей и машин шел в обратном направлении.
Когда я стал мэром, мне говорили, что ничего с этой проблемой поделать нельзя. Старые промышленные зоны прекратили свое существование. Инвесторы никогда не будут строить офисы где-нибудь у МКАД, т.к. это попросту невыгодно. Зато в центре есть еще немало возможностей для строительства коммерческой недвижимости. И надо готовиться к тому, что маятниковая миграция будет только нарастать. Такой у нас с вами город.
Я с этим мнением был категорически не согласен. Проблема, действительно, сложная. Ее невозможно решить за один день по мановению волшебной палочки. Но если поставить цель и системно ею заниматься, то вектор развития города можно изменить.
В качестве первого шага мы резко ограничили строительство в центре, расторгли сотни инвестиционных контрактов. И фактически в ручном режиме направили ресурсы застройщиков за пределы ТТК.
За последние 8 лет в промзонах, Новой Москве и на других территориях в нецентральных районах было построено порядка 15 млн кв. м магазинов, офисов, технопарков и прочих коммерческих объектов, генерирующих новые рабочие места.
Ситуация начала потихоньку выправляться. Если в 2010 г. в центре было сконцентрировано 43% рабочих мест, то сегодня их доля сократилась до 35%. Обеспеченность местами приложения труда улучшилась в 99% районов Москвы.
Тем не менее, дефицит рабочих мест за пределами ТТК по-прежнему ощущается достаточно сильно.
Поэтому мы решили сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра.
Уже много лет в Москве действует порядок, что в первый год строительства/реконструкции здания застройщик уплачивает в бюджет дополнительный повышенный платеж за земельный участок. Размер дополнительного платежа зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости.
Принятое на этой неделе постановление Правительства Москвы отменяет этот дополнительный платеж в случае строительства/реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК.
При строительстве жилья или апартаментов дополнительный платеж будет по-прежнему взиматься.
По оценке новая льгота снизит себестоимость строительства/реконструкции зданий коммерческого назначения на 8-10%. «Скидка», на первый взгляд, небольшая, но она радикально улучшит экономику многих проектов, которые в прежних условиях были просто-напросто нерентабельными.
В результате инвесторы получат реальные стимулы создавать на месте бывших промзон сбалансированные районы, обеспеченные офисами, магазинами и другими местами приложения труда.
Это плюс и для малого бизнеса, т.к. больше магазинов и офисов означает снижение стоимости аренды.
Уменьшение маятниковой миграции улучшит транспортную ситуацию и экологию. Меньше машин на дорогах означает и меньше выбросов в атмосферу.
Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Неполученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счет роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах.
А главный выигрыш от этой льготы получат москвичи, которые смогут устроиться на работу поближе к дому. Ведь даже 20 минут ежедневной экономии, на дороге, за год складываются в 3 дня, которые можно использовать с гораздо большей пользой.