Прошлый год был непростым и, по правде говоря, наступивший год тоже не будет легким. Тем не менее, мы не отказываемся от наших планов и обещаний.
Огромные ресурсы Москвы, воля и трудолюбие москвичей являются гарантией того, что развитие города будет продолжаться. И в первую очередь, это касается важнейшей программы строительства новых линий и станций метро.
В 2022 г. столичный метрострой выполнил гигантский объем работы. Пройдены десятки километров тоннелей, уложены тысячи кубометров бетона, смонтированы десятки эскалаторов, подключены тысячи единиц сложнейшей аппаратуры, обеспечивающей ритмичное и безопасное движение поездов.
В результате – 2023-й год станет годом качественных изменений в работе Московского метрополитена.
В общей сложности мы откроем 14 новых станций, из них 9 – на Большой кольцевой линии метро.
С 31 станцией и 70 км линий московская Большая кольцевая станет крупнейшим метрокольцом мира.
Ввод БКЛ улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн человек, из которых 1,2 млн проживают в пешей доступности от новых станций.
За счет появления многочисленных альтернативных маршрутов положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена. На многих маршрутах экономия времени составит до 35-45 минут в день. На радиальных линиях станет свободнее до 22%, на Кольцевой – до 25%, а на основных вылетных магистралях города – в среднем на 5%.
Уже сегодня действующими станциями БКЛ по рабочим дням пользуются около 600 тыс. пассажиров. Больше всего пассажиров заходят на станцию «Каховская» - больше 76 тыс. человек и на «Савеловскую» - 56 тыс. В результате на Кольцевой линии стало свободнее на 10%, Арбатско-Покровской — на 8%, Серпуховско-Тимирязевской — на 7%. МЦК разгрузилось на 4%.
И кроме всего прочего, БКЛ придала мощный импульс развитию прилегающих территорий, многие из которых находились не в лучшем состоянии.
По нашим оценкам, с 2013 по 2030 гг. в зоне притяжения новых станций будет создано 391 тыс. новых рабочих мест. Инвестиции в строительство новых офисных и торговых центров, объектов социальной сферы и спорта, а также жилья составят порядка 5,2 трлн рублей, дополнительные доходы городского бюджета до 2035 г. – 3,4 трлн рублей. На каждый рубль, вложенный в строительство Большого кольца, город получит 6,7 рублей дополнительных инвестиций и 4,4 рубля дополнительных доходов бюджета. Сложно представить себе более рентабельный проект.
Девять новых станций БКЛ, которые будут открыты для пассажиров в 2023г. – функциональные и красивые подземные дворцы, развивающие лучшие традиции московского метростроения.
«Текстильщики» – станция станет дополнительным стимулом для развития ОЭЗ «Технополис Москвы» и сократит путь домой для жителей близлежащих кварталов, пересадочная на Таганско-Краснопресненскую линию и МЦД-2. Декоративный потолок станции вызывает ассоциацию с ткацким станком.
«Печатники» – новый транспортный узел для жителей Печатников, Люблино и Текстильщиков, пересадочная станция на Люблинско-Дмитровскую линию и МЦД-2.
«Нагатинский Затон» – станция с лучшим видом на Москву-реку.
«Кленовый бульвар» – кратчайший путь до дома для жителей активно развивающегося района Москвы и еще один повод приехать в музей-заповедник «Коломенское».
«Каширская» – старая добрая станция, ставшая еще удобнее после полной реконструкции.
«Варшавская» – после включения станции в состав БКЛ местные жители смогут добираться в большинство мест города максимум с одной пересадкой.
«Марьина Роща» – расположенная на уровне 72 м под землёй, она войдёт в ТОП-3 самых глубоких станций Московского метрополитена с самым длинным эскалатором 130 м.
«Рижская» – станет частью одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов Москвы, объединяющего станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4.
«Сокольники» – новые ворота в один из лучших парков Москвы
* * *
Помимо БКЛ, в 2023 г. мы откроем 5 новых станций метро в Пыхтино, Внуково, на Дмитровском шоссе, в Лианозово и районе Северный.
Город станет ближе для 500 тысяч москвичей, десятков тысяч жителей Московской области и миллионов пассажиров аэропорта «Внуково».
«Пыхтино» Солнцевской линии – вторая в Москве полуподземная станция метро: из-за особенностей рельефа часть станции мелкого заложения, часть – крытая, наземная. Будет расположена в шаговой доступности от нового жилого микрорайона «Солнцево Парк», деревни Пыхтино и многочисленных садоводческих товариществ, которые давно уже превратились в полноценные жилые поселки.
«Внуково» – первая в России станция метро, расположенная у аэропорта.
«Яхромская» Люблинско-Дмитровской линии – расположена на Дмитровском шоссе, внутри большого жилого района.
«Лианозово» – станет частью важного транспортно-пересадочного узла на севере Москвы, объединяющего Люблинско-Дмитровскую линию метро и МЦД-1.
«Физтех» – станция в Северном, с появлением метро район окончательно выйдет из транспортной изоляции, в которой находился еще несколько лет назад.
* * *
Кроме того, в новом году мы продолжим реализацию других перспективных проектов. Прежде всего, строительство двух новых радиусов – Троицкой и Рублево-Архангельской линий метро, которые будут поэтапно вводиться в строй, начиная с 2024 г.
Благодаря развитию метро с каждым годом наш город Москва будет становиться удобнее и ближе для миллионов людей.