Отчет в Московской городской Думе о результатах деятельности Правительства Москвы
Сергей Собянин: Добрый день, уважаемый Алексей Валерьевич (Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы), уважаемые депутаты, уважаемые москвичи!
Сегодняшний отчет проходит после моего избрания Мэром города, поэтому естественно, что, помимо отчета, мы должны сегодня ответить на вопросы: что изменится в Москве в ближайшие пять лет, куда мы должны направить основные ресурсы, на каких задачах предстоит сконцентрироваться?
Начну с самой важной и чувствительной темы для большинства горожан — здравоохранения.
За минувшие годы мы прошли большой путь. Провели болезненную, но необходимую структурную реорганизацию городского здравоохранения, изменили системы финансирования, оплаты труда, оснастили медучреждения современным оборудованием.
Благодаря этим мерам москвичи сегодня имеют больше возможностей для сохранения своего здоровья.
Все познается в сравнении и, как правило, мы себя уже сравниваем с ведущими странами мира. Снижение смертности в Москве происходит гораздо быстрее, чем в странах ОЭСР. Разрыв сократился в 2,6 раза и сегодня составляет всего около 15 процентов.
А средняя ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла уровня многих развитых мировых городов.
Некоторые из вас помнят: вступая в должность Мэра Москвы в 2010 году, я говорил о том, что качеством московского здравоохранения довольны лишь четверть москвичей. В этом году уровень удовлетворенности работой столичного здравоохранения впервые превысил 50 процентов.
Но кто при этом скажет, что в здравоохранении не осталось проблем? Очевидно, что проблем более чем достаточно, и мы не раз их обсуждали с врачами, экспертами, с самими пациентами. Итогом этих обсуждений стал ряд направлений стратегического развития столичного здравоохранения.
В ближайшие пять лет мы должны выйти на качественно новый уровень оказания медицинской помощи и лечения сложнейших заболеваний. Предстоит внедрить новейшие информационные технологии и в целом сделать городскую медицину более пациентоориентированной, удобной и приветливой для москвичей.
В Москве есть хорошие поликлиники. Но в то же время многие амбулаторные учреждения серьезно отстают от современных требований по качеству и комфорту лечения.
Для решения этой проблемы будет реализована масштабная программа модернизации первичного звена, которая будет включать строительство более 30 новых поликлиник в районах, где их не хватает. При необходимости будет проведен масштабный ремонт и дооснащение поликлиник современным оборудованием, а также будет разработан единый дизайн.
В соответствии с лучшими традициями отечественной медицины важнейшей задачей поликлиник вновь должна стать профилактика заболеваний. Для этого создадим новый московский стандарт бесплатной диспансеризации. При этом важно не заниматься профанацией и не подвигать лечебные учреждения к припискам.
Столичная медицина добилась выдающихся успехов в лечении инфарктов и инсультов. Смертность от этих заболеваний существенно сократилась.
Сегодня мы должны сделать следующий шаг — выстроить эффективную систему профилактики и предотвращения сосудистых катастроф. Москвичи с риском развития инфаркта или инсульта будут получать бесплатные лекарства нового поколения, которые препятствуют образованию тромбов. Закупка этих лекарств потребует дополнительных затрат бюджета, но при этом спасет сотни жизней.
Успехи, достигнутые в борьбе с онкологическими заболеваниями, пока скромнее, но они тоже есть. Пора сделать следующие шаги в борьбе с онкологией. И начинать нужно опять-таки с улучшения профилактики и раннего выявления заболевания.
Каждый москвич из группы риска сможет пройти онкологический скрининг.
В поликлиниках будет организована вакцинация девочек от вируса папилломы.
И если уж заболевание обнаружено, то пациенты должны получать самые современные схемы химио- и лучевой терапии.
Безусловным приоритетом остается детское здравоохранение. Планку качества в этой сфере будет задавать новая Морозовская больница.
В ближайшие годы мы построим новые больничные корпуса:
Неонатальный центр в ГКБ имени Виноградова для выхаживания недоношенных детей и новорожденных с пороками развития, перинатальный центр в клинической больнице имени Ворохобова для матерей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, и современный медицинский комплекс с родильным домом в Коммунарке.
Во взрослых больницах будет реализован проект строительства новых приемных отделений для оперативной диагностики и оказания неотложной помощи, оснащенных самым современным оборудованием. Будет построен новый корпус клинико-научного практического центра имени Логинова — одной из ведущих многопрофильных больниц Москвы.
Требуется и срочное строительство новых корпусов в инфекционных больницах. Стандартом работы московских больниц станет открытая реанимация. Родственники получат возможность навещать и ухаживать за больными в отделениях реанимации и интенсивной терапии.
Московские врачи и медицинские сестры — лучшие в России. Свою задачу вижу в том, чтобы поддерживать высокую оплату их труда и создавать максимально благоприятные условия для их профессионального роста.
В результате реализации программы развития здравоохранения пациенты московских больниц и поликлиник будут получать качественную, своевременную, комфортную и бесплатную медицинскую помощь на уровне лучших стран мира.
Средняя продолжительность жизни москвичей к 2023 году должна превысить 80 лет.
* * *
Долголетие действительно становится нормой. Число пожилых москвичей стабильно растет. Сегодня в городе проживают уже почти 600 тысяч человек, перешагнувших 80-летний рубеж. Это в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.
Мы должны позаботиться о том, чтобы жизнь старшего поколения москвичей была не просто долгой, но и максимально здоровой, качественной и интересной.
Для этого сформируем расширенную систему гарантий старшему поколению — московский стандарт благополучия пенсионеров.
Что будет включать этот стандарт? Прежде всего, конечно, качественную медицинскую помощь:
— индивидуальное наблюдение в поликлиниках — для пожилых пациентов с хроническими заболеваниями;
— медицинский патронаж — для маломобильных москвичей, которым трудно выходить из дома;
— паллиативную помощь на последнем этапе жизни.
Мы уже приступили к разворачиванию этих программ. Задача на ближайшие годы — обеспечить максимально полный охват нуждающихся и максимально качественное предоставление услуг.
Экспериментальный проект «Московское долголетие», к которому уже присоединились более 140 тысяч человек, предлагаю сделать постоянно действующей московской программой.
Безусловно, необходимо обеспечить и московские социальные выплаты и пособия. Многие из них в этом году были увеличены вдвое, а также введена новая льгота — бесплатный проезд в электричках.
Еще одной важной задачей ближайших лет становится поддержка москвичей, которых затронет повышение пенсионного возраста.
Спасибо, уважаемые депутаты, за то, что вы оперативно приняли закон, сохраняющий привычные льготы для москвичей старше 55–60 лет.
* * *
Образование — сфера, которая во многом определяет успешность и конкурентоспособность и города, и самих москвичей.
В прошлом году московские школьники вновь установили рекорд по числу побед на Всероссийской олимпиаде, выиграли Олимпиаду мегаполисов и достойно представляли Россию на международных олимпиадах.
В ведущих вузах страны стало заметно больше москвичей. Они выдерживают конкуренцию с лучшими школьниками со всей страны. Мы радуемся и гордимся успехами этих ребят и их учителей.
Но сохранить этот успех можно только одним способом — продолжать улучшать московское образование быстрее других российских регионов и зарубежных стран, которые тоже не стоят на месте.
Совместно с директорами школ, педагогами, экспертами мы активно обсуждаем стратегию развития столичного образования. Сегодня можно уже сказать о следующих направлениях:
Первое — это, конечно, развитие «Московской электронной школы». Практическое использование МЭШ дает хорошие результаты. Дети лучше усваивают пройденный материал и получают более высокие оценки. Задача на ближайшие годы — наполнить МЭШ уникальным, интересным и современным содержанием.
Второе — дальнейшее развитие профильного образования. В инженерных, научных, медицинских, кадетских и других профильных классах школьники получают практические знания и навыки, необходимые в будущей жизни. Десятки тысяч ребят посещают занятия в музеях, вузах, колледжах, театрах, технопарках и на промпредприятиях.
В сентябре мы открыли «Техноград» на ВДНХ — уникальную площадку для знакомства с миром современных профессий и обучения десяткам востребованных специальностей.
Сегодня необходимо уделить больше внимания преподаванию ИТ-технологий, развитию предпринимательских навыков и тому, что называется эмоциональным интеллектом.
Третье — создание индивидуального портфолио выпускника. Дополнительные баллы за победы на олимпиадах, волонтерскую деятельность, сдачу норм ГТО и прочие достижения постепенно становятся нормой при зачислении в большинство вузов. Поэтому с помощью электронного дневника мы должны помочь нашим ребятам собрать объективное портфолио всех их успехов к окончанию школы.
Четвертое — развитие дополнительного образования. В частности, будет реализован проект «Искусство — детям». Мы модернизируем здания и закупим новые музыкальные инструменты для школ искусств Москвы.
Московское образование — лучшее в России и одно из лучших в мире. Предлагаемые меры позволят и дальше укреплять его лидерские позиции. А нашим детям — чувствовать себя увереннее в сложном современном мире.
Для детей важно не только образование. Надеюсь, что в следующем году в Москве откроются два крупнейших комплекса детских развлечений — «Остров мечты» в Нагатинской пойме и парк аттракционов на ВДНХ. Это объекты действительно мирового уровня.
* * *
Еще один очевидный приоритет — благоустройство и создание качественной городской среды. Благодаря огромной работе последних лет исторический центр Москвы выглядит вполне достойно.
Благоустроенные улицы стали новой визитной карточкой столицы. Этим летом они выдержали самое серьезное из возможных испытаний — испытание чемпионатом мира по футболу, на который приехали миллионы гостей со всех стран мира.
Тем не менее даже в центре еще попадаются переулки с разбитыми тротуарами, гроздьями проводов и прочими недостатками, которые не красят Москву.
Ситуация в жилых районах тоже очень разная. Много прекрасных парков, бульваров, уютных дворов, которые мы благоустроили за последние годы. Но есть и места, на которые без слез не взглянешь. Именно различия в качестве городской среды сильнее всего задевают москвичей.
Программа «Мой район», с которой мы шли на выборы Мэра, отвечает на этот запрос москвичей.
Задача программы — комплексное обустройство каждого района и обеспечение максимума городских услуг в шаговой доступности. С одной стороны, программа «Мой район» станет сводом общегородских мероприятий, важных для жителей конкретного района — строительство метро, ремонт поликлиник, реновация и так далее.
С другой стороны, в программу будут включены местные проекты создания качественной городской среды — благоустройство площадей, улиц, набережных, мест, где проходят ярмарки и местные праздники.
Уютным и гостеприимным пространством должны стать и традиционные районные очаги культуры — библиотеки и ДК.
Ухоженный, комфортный город, в котором каждый район имеет свое собственное неповторимое лицо, — такой должна стать Москва в результате реализации программы «Мой район».
Предстоящие пять лет должны стать временем качественных улучшений экологии Москвы.
Недавно мы завершили реконструкцию Курьяновских и Люберецких очистных сооружений, в основном устранив многолетний источник неприятных запахов на юго-востоке города.
В следующем году экологическую модернизацию завершит в основном Московский НПЗ. Новейший комплекс заменит грязные установки малого технологического кольца, которые были еще построены в начале 1960-х.
Поможем Московской области привести в порядок и полигоны бытовых отходов.
Чистый воздух — еще один важный приоритет. Москва стала первым регионом России, который запретил продажу на АЗС бензина стандарта ниже «Евро-5». Мы реализовали беспрецедентную программу обновления автобусного парка и коммунального транспорта. Введены ограничения на въезд в город экологически грязных грузовиков. Доля машин с современными двигателями увеличилась вдвое и продолжает расти.
В результате за последние восемь лет выбросы вредных веществ в атмосферу Москвы, несмотря на рост населения и автомобилей, не увеличились, а сократились на 15 процентов.
С 2021 года город прекратит закупать автобусы с двигателями внутреннего сгорания. На смену им будут приходить электробусы, которые уже вышли на свой первый маршрут.
Крупные экологические проекты будут реализованы и в других отраслях городского хозяйства. Это — "зеленое" энергоэффективное строительство новых домов, "умный снос" отслуживших свой век зданий, "умные сети" в электроэнергетике, внедрение современных технологий очистки питьевой воды и многое другое.
Чистый воздух, чистая вода, чистые улицы и зеленые парки — такой должна быть будущая Москва.
* * *
Отдельно скажу еще об одном проекте, который находится на стыке экологии и создания качественной городской среды, — благоустройстве набережных Москвы-реки.
Мы провели благоустройство 53 километров речных берегов, включая исторические набережные, пляжи в Строгино и парки в нижнем течении реки. Тем не менее 53 километра — это всего лишь треть берегов Москвы-реки в пределах городской черты.
Что дальше?
Прежде всего это строительство новой набережной на ЗИЛе, реконструкция Карамышевской, Крутицкой, Симоновской и ряда других набережных.
Мы планируем благоустройство прибрежных территорий на всем протяжении Москвы-реки от Строгино до Бесединских мостов.. Итогом этой работы должно быть превращение Москвы-реки в главный зеленый проспект столицы.
* * *
Следующее направление работы — транспорт. В сфере общественного транспорта уже произошли большие изменения. Всего за восемь лет мы построили около 80 станций метро и МЦК.
На улицах города действует более 300 километров выделенных полос. На 100 процентов обновлен автобусный парк, почти наполовину — парк метрополитена. Город стал ближе для миллионов людей. Жители районов у МКАДа в среднем тратят на 20 минут меньше, чтобы доехать до центра и вернуться домой.
Можно назвать еще десятки цифр, подтверждающих произошедшие изменения. А можно просто съездить на метро в Солнцево или Жулебино — и вспомнить, каково было раньше добираться туда на перекладных.
Но, разумеется, транспортная проблема еще далека от своего решения. Поэтому предстоит сделать не меньше, а больше, чем за предыдущие восемь лет.
Уже в ближайшие месяцы метро рядом с домом получат жители Некрасовки, Косино-Ухтомского, Коммунарки и улицы Беломорская. Будет введена одна из ключевых станций Большой кольцевой линии — «Савеловская».
До 2023 года метро придет во Внуково, Лианозово, район Северный. Построим основные участки БКЛ — самого большого метрокольца в мире, а также приступим к сооружению перспективных линий — в Бирюлево, Щербинку, Троицк.
Благодаря реализации этих планов в шаговой доступности от станций метро будут проживать свыше 90 процентов москвичей.
Настоящая революция происходит в сфере железнодорожного транспорта, который превращается, по сути дела, в наземное метро — Московские центральные диаметры.
По двум первоочередным проектам (Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск) движение будет открыто уже в 2019-м — начале 2020 года.
В результате реализации этой программы к 2023 году протяженность наземного и подземного метро вырастет в три раза по сравнению с 2010 годом и превысит тысячу километров.
Жители Москвы получат десятки новых вариантов поездок по городу. В поездах станет свободнее, даже в час пик.
И, наконец, благодаря появлению наземного метро жители Подмосковья получат реальную альтернативу использованию личного транспорта для поездок в Москву. А значит, уменьшится количество машин на МКАД и вылетных магистралях.
За последние годы мы построили свыше 800 километров новых дорог, развязок, тоннелей.
Средний уровень загруженности дорог снизился, а средняя скорость увеличилась. Это несмотря на продолжающийся очень серьезный рост числа автомобилей в нашем регионе.
Если бы мы ничего не делали, все было бы ровно наоборот. Средняя скорость на дорогах упала бы на 80 процентов, что фактически означало бы полную остановку движения в Москве.
Что дальше?
В 2019–2023 годах мы планируем построить 500 километров новых дорог, включая завершение строительства четырех хордовых магистралей — Северо-Западной, Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также Южной рокады, по которым можно будет проехать через весь город, минуя МКАД, Третье транспортное кольцо и центр.
Коллеги из федерального «Автодора» завершат строительство ЦКАД в Московской области. Новая трасса возьмет на себя значительную часть транзита, освободив московские дороги от тысяч грузовиков.
В результате реализации всей этой гигантской программы транспортная система Москвы по праву станет одной из наиболее быстрых, удобных и безопасных среди мировых городов.
* * *
В жилищной сфере наиболее масштабной задачей ближайших лет станет реализация программы реновации. Первые жители пятиэтажек переехали в новые квартиры в феврале этого года. Сегодня в процессе переезда находятся свыше тысячи семей.
Программа реновации начала завоевывать доверие москвичей, в особенности жителей сносимых пятиэтажек. На смену первоначальным страхам и скепсису пришла уверенность в том, что переезд в новую квартиру — это не мираж и не сказка, а реальная перспектива.
Уже сегодня на разных стадиях строительства, разработки проектной и градостроительной документации находятся порядка 240 стартовых домов в большинстве районов Москвы. Заселение этих домов позволит запустить волновое переселение.
Параллельно мы разрабатываем проекты планировки десятков будущих кварталов реновации.
* * *
Уважаемые депутаты, московская экономика, несмотря на все сложности и ограничения, демонстрирует уверенный рост. В 2017 году объем инвестиций в основной капитал достиг двух триллионов рублей. В этом году рост инвестиций продолжается. В зоне роста находятся промышленное производство, торговля, сфера услуг, строительство и другие отрасли.
Московская экономика растет не только в количественном отношении. С каждым годом она становится все более гибкой, устойчивой и инновационной. В городе созданы основные элементы современной инновационной инфраструктуры — более двух тысяч различных объектов: технопарков, коворкингов, центров услуг для бизнеса, центров коллективного пользования оборудованием, венчурных фондов и так далее.
В секторе высоких технологий работают более 20 тысяч компаний, начиная с Курчатовского института и заканчивая небольшими стартапами. Действует система поддержки инновационных фирм, размещающих свое производство в московских технопарках.
К сожалению, мы не можем исключить возникновение новых внешних шоков. Но по опыту прежних лет знаем, что лучшим лекарством от любых кризисов будет улучшение делового климата и инвестиции в инфраструктуру, создание рабочих мест, инвестиции в образование и здравоохранение.
Проект бюджета Москвы на 2019–2021 годы, который вам предстоит рассмотреть на следующей неделе, является крепким и сбалансированным. Как обычно, более 50 процентов бюджета мы предлагаем направить на расходы социального характера.
Бюджет развития — Адресная инвестиционная программа, ремонт, закупка современного оборудования, поддержка промышленности и инноваций — составит около 40 процентов расходной части.
Планы развития Москвы, о которых я говорил сегодня, являются беспрецедентными по своим масштабам. Но при этом они реальны и выполнимы.
Мы опираемся сегодня на солидные заделы, созданные в прошлые годы. У нас за плечами большой опыт уже решенных задач.
Поэтому уверен, что в ближайшие пять лет мы сможем сделать для развития города и улучшения жизни москвичей не меньше, а больше, чем за прошлые годы. Спасибо за внимание.