Как изменился Московский транспорт с 2010 года

Перед тем, как посмотреть на будущее Московского транспорта, давайте вспомним его прошлое

Мы уже забыли, но в 2010 году транспорт в Москве выглядел так…

Метро было перегружено: в часы пик пассажиры не могли зайти в первый приезжающий поезд

Загрузка перегонов метро в час пик, 2010 год:

В 2010 году Москва была другим городом — неудобным, опасным, малокомфортным для жизни

  • Частные перевозчики стоят на остановках и ждут пассажиров в старых автобусах
  • Город неудобный и опасный для пешеходов: узкие тротуары, запаркованные машинами
  • Небезопасный и некомфортный городской транспорт, с которым может повезти или не повезти: маршрутки за наличный расчет и «бомбилы»

Площадь Белорусского вокзала, 2012 год. Из-за скопления машин не видно саму площадь: нет места ни для пассажиров, ни для пешеходов

Сложно поверить, но это Тверская улица в 2010 году: весь тротуар заставлен машинами, места «продавали» за наличные парковщики

Низкий уровень пассажирского обслуживания

90%

проданных билетов

бумажные билеты на 1 поездку, которые пассажиры покупали в кассах при входе в метро

>65%

времени

звуковой шум на эскалаторах (коммерческая реклама, шум)

1

рабочий день

тратил пассажир в очереди в кассу каждый месяц (20 минут в день)

100%

билетов

продаются за наличные: нет оплаты банковской картой и удаленного пополнения баланса, тарифное меню ограничено

90% проданных билетов

бумажные билеты на 1 поездку, которые пассажиры покупали в кассах при входе в метро

>65% времени

звуковой шум на эскалаторах (коммерческая реклама, шум)

рабочий день

тратил пассажир в очереди в кассу каждый месяц (20 минут в день)

100% билетов

продаются за наличные: нет оплаты банковской картой и удаленного пополнения баланса, тарифное меню ограничено

В 2010 году:

  • пассажир узнает об изменениях в работе метро уже после прохода через турникет
  • объявления на скотче
  • все информационные сообщения записаны разными голосами
  • несвязанные объявления в разных видах транспорта
  • на станциях используются подручные материалы для оповещения и регулирования пассажиропотоков
  • кассира не было видно за множеством наклеек на кассовых окнах, у кассиров не было формы, они носили свои халаты
  • не было мобильных приложений и выгодных и удобных абонементов: 98% пассажиров покупали билет на 1-2 поездки прямо перед поездкой

За 13 лет Московский транспорт кардинально изменился

Рельсовый каркас Москвы развивается с беспрецедентной скоростью

2010 год:

182 станции, 12 линий  

2023 год:

430 станций 1, 15 линий метро, 4 линии МЦД

c 2011 года: + 136 станций МЦД, + 31 станция МЦК, + 182 км новых линий метро, + 81 новая станция метро, + 11 депо2

1 без учета Ярославского и Павелецкого направлений ж/д
2 построено и реконструировано

Москва — №1 по темпам развития рельсового каркаса в Европе

2030 год:

517 станций
18 линий метро
4 линии МЦД,

без учёта 39 станций Ярославского и Павелецкого направлений

112 станций метро и МЦК открыто в Москве в 2011–2023 гг. Это столько же, сколько и во всех странах ЕС (28 государств с населением 446,3 млн чел.) за последние 6 лет (119 станций). И больше, чем:

  • во всех городах Франции (65,8 млн чел.), где действует метрополитен, за последние 30 лет (108 станций)
  • во всех городах Германии (83,9млн чел.), где действует метрополитен, за последние 38 лет (107 станций)
  • во всех городах Великобритании (68,1 млн чел.), где действует метрополитен, за последние 56 лет (96 станций)

В 2010 году в час пик в московском метро было перегружено 16 перегонов

Было, 2010 год:

16 перегонов

перегружены на 6 линиях метро в час пик

Пассажир заходит в третий-четвёртый пришедший поезд и выходит против своей воли

За 13 лет благодаря строительству новых линий в метро не осталось перегруженных перегонов — в поездах нет столпотворений

Стало, 2023 год:

0 перегонов

перегружены в метро в час пик

Пассажир заходит в первый пришедший на платформу поезд

В 2010 году дороги Москвы были небезопасными и неудобными

Было, 2010-е годы

Каждое 15 ДТП

с летальным исходом, 11 757 ДТП произошло в 2010 году — в 1,4 раза больше, чем в 2023 году

~ 15 человек

погибало на дорогах каждую неделю, 763 человека стали жертвами ДТП в 2010 году — в 2,5 раза больше, чем в 2023 году

Москва

в середине рейтинга

среди российских городов по уровню социального риска

45 км/ч

скорость движения в час пик. 9 баллов загрузка дорожной сети в час пик почти каждый день

5 лет

средний возраст автомобилей такси

60% заказов такси

от бордюра «с протянутой рукой», время подачи такси — 30 минут

Каждое 15 ДТП

с летальным исходом, 11 757 ДТП произошло в 2010 году — в 1,4 раза больше, чем в 2023 году

~ 15 человек

погибало на дорогах каждую неделю, 763 человека стали жертвами ДТП в 2010 году — в 2,5 раза больше, чем в 2023 году

Москва

в середине рейтинга

среди российских городов по уровню социального риска

45 км/ч

скорость движения в час пик. 9 баллов загрузка дорожной сети в час пик почти каждый день

5 лет

средний возраст автомобилей такси

60% заказов такси

от бордюра «с протянутой рукой», время подачи такси — 30 минут

  • Частные перевозчики стоят на остановках и ждут пассажиров в старых автобусах

  • Город неудобный и опасный для пешеходов: узкие тротуары, запаркованные машинами

  • Небезопасный и некомфортный городской транспорт, с которым может повезти или не повезти: маршрутки за наличный расчет и «бомбилы»

Дороги Москвы стали самыми безопасными в РФ и одними из самых безопасных в мире

Стало, 2023 год

На 31% 

меньше ДТП в городе

>2,5 тысяч жизней

сохранили с 2010 года, на 60% меньше погибших в ДТП

Москва один из лидеров

среди российских городов по безопасности дорожного движения

До 56 км/ч

выросла скорость движения в час пик, более чем на 20%

Менее 3 лет

средний возраст автомобилей такси. 100% такси в Москве — легально

100% заказов такси

через удобное приложение, среднее время подачи такси — 4 минуты

На 31% 

меньше ДТП в городе

>2,5 тысяч жизней

сохранили с 2010 года, на 60% меньше погибших в ДТП

Москва один из лидеров

среди российских городов по безопасности дорожного движения

До 56 км/ч

выросла скорость движения в час пик, более чем на 20%

Менее 3 лет

средний возраст автомобилей такси. 100% такси в Москве — легально

100% заказов такси

через удобное приложение, среднее время подачи такси — 4 минуты

  • В Москве работает лучшая в России система оплаты парковок — 99% оплат через мобильные сервисы, в том числе самое удобное и современное приложение «Парковки России»

  • В Москве создан самый современный в Европе Ситуационный центр ЦОДД — сердце Интеллектуальной транспортной системы с наибольшим количеством функций. Здесь 24/7 следят за движением и управляют потоками с помощью камер, светофоров, датчиков и табло.

  • В Москве внедрена самая продвинутая в стране интеллектуальная транспортная система , которая фиксирует более 60 видов нарушений

До 7 дней экономит пассажир в год на поездках от МКАД до центра и обратно на городском транспорте

Новый подход в корне улучшил ситуацию на московских дорогах и улицах

Было, 2010-е

Белорусский вокзал

Земляной вал

Якиманская набережная

Движение стало комфортным и безопасным для автомобилистов и пешеходов

Стало, 2023 год

Белорусский вокзал

Земляной вал

Якиманская набережная

С 2010 года запустили движение на более 1 200 км — 20% от существующей улично-дорожной сети

Некоторые примеры реализованных объектов

Молодогвардейская транспортная развязка

Пересечение МСД с Южной рокадой

Автодорожный мост через р. Москва

Участок МСД от Шоссе Энтузиастов до Каширского шоссе

Участок МСД от Шоссейного пр-да до Курьяновского б-ра

Пересечение пр-та Багратиона с ул. Боженко

В Москве запустили речные регулярные электросуда, каршеринг, сервис проката велосипедов и самокатов

Они стали полноценной частью системы городского транспорта

Каршеринг,
с 2015 года

Сервис краткосрочной аренды автомобиля помогает разгружать дороги Москвы и уменьшает количество вредных выбросов. Сегодня столичный каршеринг — мировой лидер по динамике развития сервиса и числу автомобилей в парке

240 тыс. пассажиропоток в сутки

33 тыс.  автомобилей

>5 поездок на автомобиль в сутки

№1 в мире по количеству машин в парке

Велопрокат,
с 2013 года
Прокат электросамокатов,
с 2020 года

В Москве доступны прокатные средства индивидуальной мобильности, они получили правовой статус и стали транспортом — в 80% случаев их арендуют, чтобы доехать до работы, учебы, парка или ТЦ.
Сегодня в Москве 250 медленных зон — для повышения безопасности поездок мы одни из первых в мире ввели такое количество медленных зон в городе

350 тыс. поездок в сутки на самокатах и велосипедах

250 медленных зон  скорость прокатных самокатов автоматически снижается до 5–15 км/ч

Самый динамично развивающийся парк

Мировой лидер по динамике развития сервиса

Речной транспорт,
с 2023 года

В 2023 году в Москве впервые в мире мы запустили круглогодичные регулярные речные электросуда, они включены в единую билетную систему Московского транспорта

3,5 тыс. пассажиропоток в сутки на двух маршрутах

97% заполняемость судна

12 причалов работает в Москве

Первые в мире круглогодичные регулярные речные электросуда

Динамичное развитие рельсового транспорта — мы реализовали то, к чему другие мегаполисы не решались приступить годами

Проблемы, накопившиеся к 2012 году:

  • старые некомфортные поезда
  • все платформы в неудовлетворительном состоянии
  • из-за низкого уровня сервиса пассажиропоток ежегодно снижался
  • внутри города поездки на ж/д транспорте практически отсутствовали
  • перерывы в движении в дневное время по 1,5-2 часа
  • тяжело дойти до станций из-за отсутствия дорожек и множества торговых палаток
До 2012 года полностью отсутствовала интеграция пригородных поездов в транспортную систему столицы

Результаты работы с 2012 по 2022 годы:

  • пассажиры ездят на современных поездах (парк обновлен на 71%, поставлено 408 новых поездов)
  • благоустроены территории рядом со станциями
  • запущены МЦД-1 , МЦД-2 , МЦД-3 , МЦД-4 — в сутки перевозят более 1,2 млн пассажиров
  • до 2 раз выросла доля внутригородских поездок на ж/д транспорте
  • интервалы движения снижены до 5–7 минут в часы пик, а количество курсирующих в сутки поездов удвоено
  • для пассажиров мы обновили 170 станций
  • созданы пересадки на другой городской транспорт (в т.ч. в теплом контуре)
С 2012 года мы заменили неудобные «дачные» электрички на современные поезда, а городской ж/д транспорт стал таким же комфортным и востребованным, как метро

В 2016 году мы запустили движение по Московскому центральному кольцу и полностью встроили его в систему столичного метро

54 км общая длина

36 пересадок

31 станция

  • МЦК улучшило транспортную доступность около 12% территории Москвы внутри МКАД. Первая линия наземного метро способствует развитию районов. Вокруг станций МЦК строится жилье и коммерческая недвижимость
  • Пассажиров возят комфортабельные «Ласточки», в часы пик минимальный интервал между поездами — всего 4 минуты

Рост пассажиропотока почти в 3,5 раза

МЦК способствовало развитию экономики Москвы и сделало поездки миллионов горожан удобнее и быстрее

Разгрузились линии метро:

Сокольническая

-20%

Таганско-Краснопресненская

-20%

Кольцевая

-18%

В часы пик стали свободнее:

-20%

Ленинградский вокзал

-20%

Ярославский вокзал

-30%

Казанский вокзал

-40%

Курский вокзал

Удобство пассажиров — наш приоритет

>95%

билетов

пассажиры покупают без обращения в кассы: в мобильных приложениях и автоматах по продаже билетов

>75%

сервисных услуг Московского транспорта можно получить онлайн, не выходя из дома

Пассажиры больше не стоят в очередях за проездными

в 12 раз меньше времени люди проводят у кассы

98%

пассажиров

не покупают разовые билеты на 1 или 2 поездки

>95% билетов

пассажиры покупают без обращения в кассы: в мобильных приложениях и автоматах по продаже билетов

>75%

сервисных услуг Московского транспорта можно получить онлайн, не выходя из дома

Пассажиры больше не стоят в очередях за проездными

в 12 раз меньше времени люди проводят у кассы

98% пассажиров

не покупают разовые билеты на 1 или 2 поездки

В Московском транспорте работают:

Стойки
«Живое
общение»

Социальное
такси

Чат-бот
«Александра»

Сувенирные
магазины

Вендинги
с едой,
сувенирами
и блинами

Центр обеспечения
мобильности
пассажиров

Транспортные
мобильные
приложения

Склад
забытых
вещей

Сервис перевозок
по требованию
«По пути»

Стойки «Живое
общение»

Социальное
такси

Чат-бот
«Александра»

Сувенирные
магазины

Вендинги
с едой,
сувенирами
и блинами

Центр обеспечения
мобильности
пассажиров

Транспортные
мобильные
приложения

Склад забытых
вещей

Сервис перевозок
по требованию
«По пути»

Единая навигация на всех видах транспорта и в приложениях — теперь удобно назначать встречи по номеру выхода: «Встречаемся у выхода 5».

2010 год

2023 год

2010 год

2023 год

Единые стандарты обслуживания и внешнего вида сотрудников Транспортного комплекса

2010 год

2023 год

Новый единый стандарт навигации на всех видах городского транспорта и в мобильных приложениях

2010 год

2023 год

Самые новые и удобные цифровые сервисы, в том числе для оплаты проезда

Развитие московского транспорта высоко оценено экспертами и отмечено многими наградами

Инфраструктура:

2016

Комплексное улучшение транспортной инфраструктуры

2017

Лучшее парковочное пространство

2018

ЦОМП — победитель премии «Communitas Awards»

2020

Особое признание за транспортное обслуживание ЧМ FIFA

2020

2 место в мире по пешей доступности

2020

«Женщины-машинисты» — лучший проект в поддержку равенства

2020

Самая развивающаяся трамвайная система

2021

Градостроительство и городской дизайн (Северный речной вокзал)

2021

Комплексное развитие транспортной системы

2021

Топ-3 в рейтинге транспортных систем

2021

Реорганизация городского пространства

2021

№ 1 в Европе по темпам открытия новых станций

+ 100 станций метро и МЦК с 2010 года

2021

ЕДЦ — лучшие решения в области цифровизации транспорта

2021

Лидер транспортной инфраструктуры

2022

МЦД — лучший инфраструктурный проект

2022

Самый безопасный город для транспорта в России

2022

№ 1 в мире по точности соблюдения расписания движения поездов метро
99,8%

2022

№ 1 в России по длине автобусных полос
436 км

2023

БКЛ — проект года в сфере транспорта и логистики

2023

БКЛ — лучший инфраструктурный проект регионального значения

2023

МЦД-3 и МЦД-4 — лучшее решение в области пассажирского транспорта

Подвижной состав:

2018

Самый молодой парк автобусов в Европе

2021

Крупнейший парк электробусов в Европе

1 055 электробусов

2021

Крупнейший парк каршеринга в мире

2021

№ 1 в мире по темпу обновления пригородных поездов

2021

Крупнейший контракт на поставку вагонов метро в Европе и США

2022

№ 1 в Европе по темпам обновления подвижного состава (метро и трамвай)

2023

«Иволга 3.0» — лидер в номинации «Городские поезда — новый стандарт столицы»

Билетная система:

2018

«Московский транспорт» — лучшая MaaS-инициатива

2020

Лучшая умная билетная система

2021

Лидер по разнообразию способов оплаты проезда в России

2021

Оплата по биометрии на всех станциях метро (первые в мире)

2021

Интеграция в регионы (лучшая умная билетная система)

2021

Система биометрической оплаты — лучшее применение технологий

2022

Лучшие приложения для информации «Московский транспорт» и «Парковки России»

2022

«Метро Москвы» — лучшее приложение для госсектора

2022

№ 2 в мире по количеству пользователей

после Китая

2023

«Парковки России» — мобильное приложение года

Видение из 2012 года

Решить накопившиеся транспортные проблемы, сделав транспортную систему одной из лучших в мире:

  • Небезопасный
  • Неудобный
  • Загруженный

Видение из 2023 года

Одна из лучших транспортных систем в мире — основа для развития лучшего города Земли

  • Безопасный
  • Современный
  • Комфортный

Транспорт для каждого

‹‹ Сервисы
Зачем нужна программа развития Транспортного комплекса 2030 ››