Москва – добрый город. И особенно хорошо это видно на примере роста числа приемных семей, берущих на воспитание детей-сирот.
С 2010 г. число детишек, проживающих в интернатных учреждениях, сократилось в 4 раза с 4,3 тыс. до 1,1 тыс. детей. В приемные семьи сегодня устроено порядка 94% детей-сирот. А из 47 центров содействия семейному воспитанию (бывших детских домов) в Москве осталось только 13.
Во многом это результат системной поддержки, которую Правительство Москвы оказывает замещающим семьям. В зависимости от возраста, количества и состояния здоровья приемных детей размер социальных выплат составляет от 20,8 тыс. до 34,7 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц. Выплаты регулярно индексируются. Кроме того, замещающие семьи пользуются льготами по оплате ЖКХ и бесплатному проезду в общественном городском транспорте и приобретению путевок на детский отдых. Для получения материальной, правовой, психологической и педагогической поддержки можно обратиться в один из 22 центров поддержки семьи и детства «Мой семейный центр».
Конечно, взять приемного ребенка в семью решится не каждый, это – очень серьезный и ответственный шаг. И задача города состоит в том, чтобы помочь совершить его максимально осознанно.
Именно поэтому обязательным этапом процесса усыновления или оформления опекунства (попечительства) является обучение в школе приемных родителей.
Сегодня в Москве работают 44 такие школы – по несколько в каждом округе. Выбрать школу и записаться в нее можно на сайте проекта «Моя новая семья». Адрес регистрации (прописки) и проживания в данном случае роли не играет.
В этих школах взрослых учат, как стать родными людьми неродным детям. Специалисты консультируют по медицинским, юридическим, психологическим и другим вопросам, рассказывают о том, на какую поддержку со стороны города может рассчитывать приемная семья.
Чтобы подготовка была максимально эффективной, в этом году мы ввели единый стандарт обучения, основанный на лучших наработках и практике прошлых лет.
Раньше подготовка приемных родителей длилась от 56 до 80 академических часов. Теперь продолжительность курса составляет 80 академических часов. Таким образом каждая школа обеспечивает получение равного объема знаний и навыков.
Большая часть программы посвящена изучению наиболее важных и сложных тем, таких как формирование привязанности и работа с психологическими травмами у детей, которые столкнулись с жестоким обращением, горем и утратой. Количество отведенных для этого часов по новой программе увеличилось на 45 %.
Во время занятий и тренингов квалифицированные психологи расскажут, как лучше пройти через период адаптации, и помогут подготовиться к трудностям воспитания, с которыми могут столкнуться родители.
Помимо работы в группах, для более глубокой оценки собственных ресурсов предусмотрены индивидуальные консультации с психологом – и на них теперь тоже отводится больше времени.
Также в школах помогают определиться с оптимальной формой устройства ребенка: будет ли это усыновление, опека и попечительство или приемная семья.
Есть дети, уход и забота за которыми требуют особых навыков. Это и дети с инвалидностью и особенностями здоровья, и подростки, а также родные братья и сестры. Чтобы обучить будущих родителей навыкам работы с ними, в школе предложат пройти дополнительные тематические циклы занятий.
Но все же главная задача школ приемных родителей – помочь понять взрослым людям, готовы ли они принять ребенка в семью, и дать им время взвесить все «за» и «против».
И с этой задачей они справляются хорошо.
* * *
А вот истории пар, которые прошли обучение в школах и планируют скоро стать приемными родителями.
Евгений и Ксения из-за особенностей своего рабочего графика ходили в разные группы школы приемных родителей при центре содействия семейному воспитанию «Спутник».
Ксения: «В этом даже что-то есть. Я после тренингов приходила домой и делилась с мужем пережитым опытом, он рассказывал о своих ощущениях в связи с услышанным. А когда он пошёл в школу приёмных родителей, происходило наоборот. Получилось, что мы как бы два раза прошли школу. Для меня этот опыт бесценен. Занятия очень познавательные, и мне понравилось, как ответственно, но деликатно действуют тренеры. У меня была Татьяна Алиходжина и Алеся Печенина, «отсидеться» было нельзя, все участвовали на равных и это очень важно».
Евгений: «Согласен с женой. Ты получаешь свидетельство вместе с целым комплексом знаний, переживаний, а некоторые на 180 градусов меняют представление о приемном родительстве».
* * *
Олег и Марианна записались в школу приемных родителей при Центре содействию семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина.
Марианна: «Взять ребенка в семью — решение не из простых. И к этому решению мы шли очень долго. В январе 2023 года мы с мужем записались в Школу приемных родителей. Это был наш первый шаг. Школу мы выбирали исходя из нескольких критериев: территориального, чтоб заниматься недалеко от дома; временного, чтобы в плотном графике работы можно было найти удобный график занятий; также изучали отзывы о ШПР.
И вот, мы оказались в ШПР при ЦССВ имени Ю.В. Никулина. Все наши 16 встреч были очень насыщенны информацией. Было много игр, где мы переносились в разные реальные житейские ситуации. С помощью таких игр и тренингов мы смогли сами побывать в разных ролях: ребенка-сироты, приемных мамы и папы, сотрудников опеки, и посмотреть на мир их глазами.
Нас познакомили с юридическими вопросами, рассказали о медицинских и возрастных особенностях детей, об оптимальной адаптации ребенка в семье. Особенно мы благодарны сотрудникам ШПР за организованную для нас встречу с приемной мамой. Услышать из ее уст, как это на практике, в жизни, для нас, кандидатов, было очень важно. Благодаря курсу ШПР мы с мужем по-другому стали относиться к вопросам усыновления, опекунства, к предполагаемому возрасту ребенка. Мы стали, что ли, более сознательны в своем выборе, четко понимаем, что имеем все необходимые моральные ресурсы. Абсолютно прошло волнение, теперь мы полностью готовы к осознанному родительству».