Мне часто задают вопрос: «Оправдывает ли себя ставка на развитие туризма?».
Постараюсь кратко ответить на него.
В 2018 году наш город примет 23,5 млн туристов – почти в два раза больше, чем в 2010 г. Эти люди переночуют в Москве, сфотографируются, где-нибудь посидят, что-нибудь купят, посмотрят пьесу или сходят на футбол.
На фестивальных площадках «Московских сезонов» побывает больше 60 млн москвичей и гостей столицы.
В итоге – московские гостиницы, рестораны, театры, магазины и стадионы заработают в 2018 году 817 млрд рублей, большая часть которых будет выплачена в виде заработной платы работающим в них людям.
А 112 млрд рублей в виде налогов пополнят городской бюджет. Для сравнения – всего несколько лет назад поступления в бюджет от туризма были почти в 4 раза меньше.
Что может сделать город за эти деньги?
Например, построить новую линию метро или целый год финансировать программу реновации пятиэтажек.
Но миллиарды бюджетных доходов, которые превращаются в новые дома и линии метро, – это еще не все.
Благодаря туристам Москва получает то, что ни за какие деньги не купишь: признание и уважение миллионов людей.
Уже сегодня Instgram, National Geographic, Time, CNN и прочие авторитетные издания наперебой включают Москву в свои рейтинги лучших мест для путешествий. Это дорогого стоит.
Что мы сделали для того, чтобы привлечь туристов? И сколько это стоило Москве?
Да ничего особенного мы специально не делали. Благоустройство улиц и парков, фестивали и праздники, улучшение работы транспорта и повышение безопасности – все это мы делаем в первую очередь для комфорта москвичей, для самих себя.
Но когда в доме становится чисто и уютно, он начинает притягивать друзей.
Мы создаем праздник для себя и для гостей со всей страны и со всего света. А город получает бонусы для своего дальнейшего развития, делает еще один шаг вперед.