Медицинские технологии развиваются семимильными шагами. Новое оборудование и золотые руки врачей часто творят чудеса. Вся работа московских больниц сегодня выстроена так, чтобы понапрасну не держать человека на койке, а максимально качественно поправить его здоровье и быстрее вернуть домой.
Тем не менее, лечь в больницу – это всегда немного стресс и какие-то проблемы. Пусть на короткий срок, но человек выпадает из привычного круга дел и забот. Тем более, если болезнь настигла внезапно и в больницу доставили по cкорой.
Кто заберет детей из детского сада и школы? На кого оставить кошку или собаку? Или намного серьезнее – после сложной операции человеку может потребоваться помощь по дому и прочий постоянный уход.
Традиционно эти социальные проблемы берут на себя близкие родственники пациентов, иногда – коллеги и друзья.
А если их нет, они далеко или не могут помочь по каким-то причинам, то заниматься социальными проблемами пациентов приходилось врачам. В любой больнице вам расскажут десятки историй, как одинокий дедушка лежал у них месяц и больше, пока не нашли его дальних родственников или не оформили путевку в геронтологический центр.
Но правильно ли загружать врачей и медсестер непрофильными для них проблемами? В конце концов, их дело – лечить. И все драгоценное время докторов должно быть подчинено выполнению этой задачи.
Так в 2021 г. родился новый инновационный проект «Социальная помощь в больницах». В 30 московских стационаров пришли 87 социальных координаторов и 63 психолога Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Именно они теперь связываются с родственниками, если пациент не может позвонить сам. Они же помогают решить проблемы с домашними питомцами и занимаются более сложными случаями, вроде восстановления утерянных документов.
Важнейшая задача координаторов – заранее позаботиться о решении социальных проблем, возникающих после выписки из больницы.
Например, около 1 тыс. одиноких пожилых пациентов сразу же начали получать надомное социальное обслуживание, а 200 человек были направлены для проживания в геронтологический центр.
Если отныне человеку требуется слуховой аппарат, ходунки и прочие технические средства реабилитации, то социальные координаторы помогают оформить заявку на их получение.
Другими словами, уже в больнице координаторы передают нуждающихся пациентов в руки социальных работников Москвы, которые с этого момента начинают заботиться об их здоровье и благополучии.
Да и своевременная помощь психологов имеет огромное значение. Снижая стресс и снимая тревогу, они вносят огромный вклад в успешное исцеление людей.
Для получения помощи не нужно писать никаких заявлений. Достаточно пригласить социального координатора, рассказать о проблеме, и он постарается ее решить.
А если о проблеме стало известно от врачей или медсестер, то координаторы сами предложат свои услуги. И, разумеется, особое внимание они уделяют пожилым людям, инвалидам, многодетным матерям и гражданам, поступающим в больницы без документов, поскольку им помощь требуется чаще других.
С конца 2021 г. социальные координаторы помогли решить проблемы более 25 тыс. пациентов московских больниц.
Сегодня мы расширяем этот проект, направляя социальных координаторов в новые флагманские центры городских больниц, где им предстоит взять на себя заботу о самых сложных экстренных пациентах.
Спасибо всем участникам проекта «Социальная помощь в больницах», которые делают большое, доброе дело для москвичей.