Территория будущего. 8 лет Новой Москве

Ровно 8 лет назад – 1 июля 2012 г. – к Москве были присоединены новые территории площадью 148 тыс. гектаров. Наш город стал в 2,5 раза больше.

Наверное, сегодня имеет смысл напомнить о причинах этого решения. Это позволит понять, чего мы смогли добиться за прошедшие 8 лет.

На карте 2011 г. Москва представляла собой большой овал, ограниченный МКАДом, с небольшими вкраплениями территории за пределами кольца.

Но реальный город – плотная урбанизированная застройка – давно уже вышел за пределы административных границ Москвы. В ближайших городах Подмосковья, тяготеющих к железным дорогам, шло массовое строительство новых спальных районов, жители которых покупали квартиры с прицелом на поездки на работу в Москву.

Маятниковая миграция – естественное и даже полезное явление для большинства мегаполисов мира. Но в разумных пределах.

В Москве же она разрослась до экстремальных масштабов. Еще 10 лет назад около 3,5 млн человек по утрам приезжали в центр из Подмосковья и периферийных районов у МКАДа, чтобы вечером вернуться домой.

Единственным исключением из общей картины было юго-западное направление – территория между Киевским и Варшавским шоссе. В силу разных причин здесь пока еще не началась интенсивная застройка.

Поэтому у нас было два варианта действий.

Первый – ничего не предпринимать и смириться с тем, что через 5-10 лет на юго-западном направлении появится еще один огромный спальный район. И это была не какая-то абстрактная угроза. На руках у застройщиков были документы на возведение миллионов квадратных метров жилья. После присоединения новых территорий пришлось несколько лет разбираться с этим «наследством».

И второй вариант действий – заручиться поддержкой Президента и Правительства России, договориться с коллегами из Московской области, изменить границы города и попытаться избежать прежних градостроительных ошибок.

Строить не только жилье, но и социальную инфраструктуру, парки, дороги, метро и – главное – создавать места приложения труда, снижающие маятни­ковую миграцию.

Другими словами, вместо дискомфортного спального района – построить сбаланси­рованный комфортный район для жизни, учебы, работы и отдыха людей.  

 

Разумеется, по поводу расширения города возникло множество вопросов и дискуссий.

1. Нам говорили, что присоединение новых территорий ляжет непосильным бре­менем на городской бюджет и поглотит инвестиции, которые следует вложить в развитие сложившейся территории города.

В действительности, за прошедшие 8 лет городские инвестиции в Новую Москву составили не более 10% (9,1%) общего объема адресной инвестиционной программы.

С 2012 по 2019 годы город вложил в развитие новых территорий 301,3 млрд рублей, в то время как «старая» Москва получила 3 024,6 млрд инвестиций.

Соответственно распределяются и результаты.  

Из 84 станций метро и МЦК, открытых с 2012 года, лишь 8 станций – это Новая Москва, а остальные обслуживают сложившиеся городские районы. Из 949 км построенных дорог на Новую Москву приходится лишь 212 км.

Бюджетные инвестиции дали огромный толчок развитию Новой Москвы, но не в ущерб, а в дополнение к развитию сложившейся территории города.

 

2. Еще нам говорили, что новые территории станут «местом ссыл­ки» очередников и других жителей города, чьи дома рано или поздно пойдут под снос.

Как известно, ничего подобного не произошло. Программа реновации гарантирует переселение в своем районе.

А жилищное строительство активно идет и на «старой», и на новой территории Москвы.

Из 31 млн кв. м жилой площади, построенных в Москве в 2012-2020 гг., на новые территории приходится 37% - 11,7 млн кв. м.

И если уж на то пошло. Были опасения, что освоение присоединенных территорий привлечет в город много новых мигрантов.

Но на практике до 80% квартир в новостройках покупают москвичи, включая тех, которые ранее вынуждены были переехать в Подмосковье, а теперь имеют возможность вернуться в город.

 

3. Многих москвичей волновал вопрос, что будет с их дачами и садовыми домами в Новой Москве.   

Никто их не тронул. Наоборот, мы приняли и реализуем программу благоустройства садоводческих товариществ Новой Москвы, которые получают новые дороги, газ и другую инфраструктуру.

В первую очередь, мы привели в порядок подъездные пути к 807 садоводческим товариществам, в том числе заасфальтировали грунтовые дороги.

С 2014 г. от СНТ были приняты в эксплуатацию более 600 км линий электропередач, 350 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. На воздушных линиях электропередач, нуждавшихся в обновлении, заменили устаревшие провода на самонесущий изолированный провод. Где было необходимо, провели мероприятия по ремонту и реконструкции трансформаторных подстанций. Перебои с электричеством как-то незаметно ушли в прошлое.

Более 2 тыс. владельцев садовых участков были обеспечены сетевым газоснабжением. В ТиНАО построено 39 км газопроводов высокого давления. До 2025 г. планируется построить еще 297 км газопроводов.

На прилегающих к СНТ территориях обустроено 90 детских и спортивных площадок.

 

4. Был и такой аргумент – освоение разрушит уникальную природу Новой Москвы – зеленые легкие города.

Но в действительности – охраняемые зеленые территории составляют около 67 тыс. га, что составляет 51% от площади новой Москвы. И так будет и впредь.

За 8 лет в Новой Москве были благоустроены 42 озелененные территории (12 парков, 2 сквера, 3 зоны отдыха, 25 знаковых объектов) общей площадью 272 га, высажено более 500 тыс. деревьев и кустарников.

5. И, наконец, главный аргумент против расширения. Планы сбалансированного развития территории и создания новых рабочих мест так и останутся планами.

А в реальной жизни москвичи получат обычный спальный район с дефицитом социальной инфраструктуры и транспортным коллапсом в придачу.

В действительности, вместе с миллионами квадратных метров жилья в Новой Москве было построено 84 крупных социальных объекта – детских садов, школ, поликлиник и офисов «Мои документы».

А добраться из Коммунарки в центр Москвы сегодня не сложнее, чем из Бутова или Куркино.

Количество рабочих мест за 8 лет выросло в 3 раза – с 85 тыс. до 258 тыс. И это – качественные рабочие места в промышленности, инновациях, бизнесе и социальной сфере. Из территории с дефицитом рабочих мест Новая Москва стала районом, в который многие люди едут на работу.

В ближайшие годы и даже десятилетия Новая Москва будет оставаться крупнейшей территорией комплексного развития не только в нашем городе, но и в России. Конечно, в проектах такого масштаба неизбежны проблемы и «болезни роста».

Но жизнь доказала, что 8 лет назад мы приняли верное решение.