Москва стремится найти семью каждому ребенку, оставшемуся без попечения родителей. За последние 10 лет число сирот, переданных в семьи, увеличилось почти в 1,5 раза – с 12 665 до 18 550 детей. А количество проживающих в детских домах сократилось в 3,3 раза – с 4 371 до 1 317 детей.
Почему не до нуля? Очень сложно найти замещающие семьи для детей-инвалидов, особенно с серьезными ментальными проблемами. Как правило, эти ребята живут в детдомах до 18 лет, а затем переезжают в психоневрологические интернаты.
Простой, понятный и годами накатанный жизненный путь. Но далеко не лучший и не единственный.
Множество примеров удачной социализации инвалидов с ментальными нарушениями убеждают, что для них можно организовать и другие формы поддержки. И несмотря на свое заболевание, многие из них могут стать полноправными членами общества.
Сегодня московские психоневрологические интернаты переживают самую глубокую трансформацию за последние десятилетия. В них гораздо чаще стали бывать волонтеры. Постепенно вводятся новые правила ухода, расширяется жилое пространство подопечных и даже открываются учреждения нового типа, целью которых является социальная адаптация людей с ментальными нарушениями.
Недавно мы создали Центр сопровождаемого проживания для выпускников детских домов. Его задача – обучать их навыкам самостоятельной жизни, помогать раскрыть способности и освоить профессию, готовить к интеграции в жизнь большого города.
Сегодня я посетил учебно-тренировочное общежитие Центра в Зябликово.
В двухэтажном здании – 10 квартир, рассчитанных на проживание до 60 человек. В каждой квартире имеются две спальни, гостиная, кухня-столовая, два санузла и прихожая.
Полный комплект предметов быта, инвентаря, мебели, оборудования.
Кухни оснащены посудой, бытовой техникой, холодильником, посудомоечной машиной. Молодые люди учатся самостоятельно готовить пищу, накрывать на стол и убирать за собой.
Свободный доступ к плите и бытовой технике позволяет пользоваться ими без помощи других людей.
В зале с мультимедийным оборудованием можно проводить спортивные занятия, танцы, игры и тренировки.
Ребята мастерят поделки своими руками...
Есть специальный класс для дистанционного общения между собой и с внешним миром. Общение ведется с помощью уникального «ЭМО- коммуникативного тренажера», позволяющего принимать и отправлять сообщения в личных чатах и сохранять историю переписки. Текстовые сообщения заменяют картинки-сообщения.
В учебно-тренировочном общежитии проживает 51 человек. С ними ежедневно работают психологи, дефектологи, специалисты по социальной работе.
Ребята не сидят в четырех стенах, а регулярно выбираются в город. Посещают колледж или мастерские и даже проходят стажировки на предприятиях с прицелом на дальнейшее трудоустройство.
Как показал первый опыт, попав в новые условия, многие молодые люди мобилизовали свои способности и добились серьезного прогресса, вплоть до готовности перейти на следующий уровень самостоятельности.
Через некоторое время они переедут в квартиры сопровождаемого проживания, где наставники будут находиться с ними только в дневное время.
Пройдя этот путь, многие молодые люди с ментальными особенностями смогут найти свое место в жизни и дорогу к счастью.