Во второй половине апреля в Москве вновь откроется городской велопрокат. Уже 20 апреля он заработает в тестовом режиме, а с 25-го – полностью. Тарифы и абонементы на велопрокат в 2019 году останутся такими же, как и в прошлом году. Мы стараемся сохранять доступность сервиса с момента его запуска. Рассказываю о развитии этого сервиса в столице и планах на 2019 год.
Велопрокат стартовал в Москве в 2013 году с 550 велосипедами и 79 станциями в центре города. За первый сезон пользователи совершили 78 тыс. поездок.
В прошлом году в прокате работало 4120 велосипедов и 430 станций. А число поездок превысило 4,25 млн.
За это же время среднее время поездки снизилось с 47 до 21 минуты. В первые годы каждым прокатным велосипедом пользовались в среднем 2,1 человека в день. В 2018 г. каждый велосипед совершал уже больше 6 поездок в сутки.
Большинство людей берут велосипед, чтобы добраться до места назначения вместо того, чтобы ехать на машине, в автобусе или идти пешком. Меньшинство желает просто покататься.
Прекрасно помню, что в 2013 году на выборах мэра тема велопроката вообще не звучала. В ходе избирательной кампании 2018 года с просьбами организовать велопрокат ко мне обращались жители в десятках районов Москвы, до которых пока еще не дошел этот сервис. В Орехово-Борисово Северном, Зябликово, Бескудниково и Восточном Дегунино мы даже смогли это оперативно сделать.
В общем – всего за 7 лет городской велопрокат в Москве прошел путь от модной игрушки до удобного и привычного транспортного сервиса для тысяч москвичей.
Кто пользуется прокатом?
Практически одинаково мужчины и женщины.
93% пользователей велопроката младше 45 лет, что вообще-то неудивительно.
Почти 10% ездят каждый день. 46% – ездят несколько раз в неделю.
Самые популярные места – Парк Горького, ВДНХ, метро «Третьяковская», «Киевская» и «Спортивная». В этих точках велосипед в прокат берут чаще всего.
Каковы ближайшие планы?
На выборах я обещал ускорить развитие велопроката. В 2019 году поставим 100 новых станций и 1000 велосипедов – вдвое больше, чем в прошлом году (см. карту).
Прокат придет в Алтуфьевский, Дмитровский районы, Западное Дегунино, Капотню, Лефортово, Марьино, Нагатино-Садовники, Нагатинский затон, Очаково-Матвеевское, Щукино, Москворечье-Сабурово и Братеево.
Количество электровелосипедов увеличится в 1,5 раза – до 390 штук с 18 станциями, где их можно и оставить, и зарядить.
Каковы планы на перспективу?
Велопрокат будет активно развиваться и дальше. Мы открыты для предложений жителей и готовы в следующем году добавить ещё около 1000 велосипедов – это в 2 раза больше, чем размещали раньше.
Но, возможно, нынешняя модель сервиса начинает изживать себя.
Станции велопроката функционируют хорошо, но у них высокая стоимость и дорогое обслуживание, размещение требует много времени, да и не везде есть свободные площадки, а запросов очень много.
Кроме того, редко так бывает, чтобы станция находилась прямо у нужного подъезда. Последнюю сотню-другую метров все равно приходится идти пешком, а это резко сокращает интерес к поездкам у многих потенциальных велосипедистов.
В некоторых городах мира развивается альтернативная модель – бесстанционный прокат – когда велосипед можно оставить в любом месте, заблокировав с помощью электронного замка. На первый взгляд, эта модель выглядит интересной – удобно, недорого, инновационно, максимальная территория покрытия.
Но на практике не все так просто. Бесстанционный прокат приведет к тому, что площади у станций метро, центральные улицы, входы университеты и крупные бизнес-центры будут захламлены тысячами брошенных велосипедов. Мы не для того наводили порядок с парковкой машин, чтобы через несколько лет получить хаос с парковкой велосипедов.
Более перспективной выглядит компромиссная модель велопроката – когда велосипед можно оставить, прикрепив специальным замком к специальной городской велопарковке.
Велопарковки – компактнее станций. Их можно установить гораздо больше, в любом районе – вплоть до МКАД и за МКАДом, но так, чтобы велосипеды никому не мешали. Мы протестировали эту модель работы с самокатами в 2018 году. И теперь будем предлагать операторам попробовать её и для велосипедов.
Не только велосипед.
Городской прокат электросамокатов стартовал в Москве в 2018 году. К концу сезона в городе работало уже 3150 самокатов.
На 2019 год операторами заявлено более 10 тыс. самокатов – больше, чем велосипедов.
В прошлом году на улицах Москвы появилась и такая экзотика, как прокат электроскутеров. 10 машин перевезли первую тысячу клиентов.
Ожидается, что в этом году парк проката электроскутеров расширится до 100 штук. Впрочем, для их использования необходимы водительские права.
Велосипеды, самокаты, скутеры и прочие новые средства передвижения перестали быть экзотикой на улицах Москвы. Они – важная часть транспортной системы, гибкая, удобная и полезная для здоровья.